28 сентября на автодроме «Смоленское кольцо» прошли финальные заезды Российской серии кольцевых гонок, которые определили чемпионов нынешнего сезона. Призером в классе «Национальный» могла стать единственная девушка-пилот Наталья Гольцова, которая на смоленском автодроме до конца боролась за второе место. Однако по ряду причин «серебро» ускользнуло из ее рук. В итоге – четвертое место. Разочарование. Обида. И желание все изменить.
Дочь 11-кратного чемпиона СССР по автогонкам, жена профессионального «кольцевика» должна была стать переводчиком и даже закончила школу в Ницце. Но гены взяли свое, и она пришла в гонки, где стала «своим парнем», правда, на шпильках и с идеальным маникюром. Начав карьеру с 1 места в Чемпионате Поволжья, Наталья стала женским лицом российского автоспорта. Сегодня Гольцова - президент женского автомобильного клуба «Вирсавия» в Ижевске, мастер спорта России, серебряный призер Кубка России, личный тренер по вождению для девушек, спортивный тренер и тренер контраварийной подготовки.
О предложении принять участие в новой гоночной серии и желании наконец-то перемыть всю грязную посуду Наталья Гольцова рассказала в интервью SMOL.AIF.RU.
«Мужчинам сложнее: их много, а я одна»
Елена Миронова, SMOL.AIF.RU: Наталья, как вы оцениваете свое выступление сегодня и сезон в целом?
Наталья Гольцова: Трудный год. Поломки, аварии, технические сходы – было все. Однако надежда на второе место не покидала до конца. Я боролась, но по ряду причин, в том числе и чисто технических, войти в число призеров не удалось. Конечно, расстроена. Подавлена. Устала. Да, устала, нужно что-то менять: машину, класс, гоночную серию, вид спорта. Наверное, это во мне сейчас эмоции говорят. Но все-таки я на самом деле чувствую, что топчусь на месте. Мне уже поступало несколько предложений – от выступления в другом классе до участия в «Формуле-3». Но я еще не приняла никакого решения.
- Может, нужно просто выдохнуть?
- Вполне возможно. Сейчас мне больше всего хочется вернуться домой. Увидеть мужа и дочь. Ведь последние полгода из-за гонок я дома толком и не была. Так, наездами. Выспаться хорошенько, заняться наконец-то обычными женскими делами: посуду перемыть, постирать, погладить. В отпуск съездить.
- А где предпочитаете отдыхать, если не секрет?
- На горнолыжных курортах. Это наше с мужем общее увлечение. Раньше я еще и сноубордом увлекалась, но после полученной травмы врачи категорически запретили.
- Домой звонили уже?
- Нет. Пока нет. Не могу. Это сложно. Ведь дома от меня ждут новостей о том, что я вошла хотя бы в число призеров. Хотя знаете, муж меня всегда поддерживал: когда надо подбодрит «Ну, соберись, чего нос повесила», когда надо пожалеет. Но жалость я принимаю только от близких людей. На трассе все иначе. Там я сильный пилот и сильная женщина – мужчины-коллеги воспринимают меня только как равного соперника. Знаете, песня такая есть у Пугачёвой: «Хороший ты парень, Наташка...» - вот это про меня! Я не прошу реверансов, лишь бы на трассе били поменьше.
- А каково вообще женщине в автоспорте?
- Я обычно отвечаю, что очень тяжело. Но, знаете, недавно задумалась: а каково мужчинам? Пришла к выводу, что им-то тяжелее. Их много, я одна. Каждый, кто приходит к финишу позже меня, понимает – его обошла девушка. Спорт-то исконно мужской.
«Все дело в генах»
- Наташ, а как вообще попали в автоспорт?
- Мой отец - 11-кратный Чемпион СССР, 5-кратный Чемпион России - по автогонкам, конечно же. Победитель ралли-марафона «Париж-Дакар», обладатель Кубка Мира. О нем можно рассказывать долго! Но папа не хотел даже и думать о том, что я пойду по его стопам. Впрочем, он часто брал меня с собой на соревнования, в качестве зрителя. Так мы объехали всю Россию.
Родители мечтали, чтобы я стала переводчиком и жила в Париже. Поэтому я закончила школу в Ницце. Первое высшее образование у меня - переводчик, преподаватель, филолог. Второе высшее – юриспруденция. Но машины меня всегда манили. За руль я села не очень рано, а слишком рано, - в 5 лет. Думаю, все дело в генах.
- А свою дочь вы уже научили водить?
- Сейчас ей всего десять, но она уже водит. Там где безопасно и никого нет, конечно.
- В жизни за рулем вы ведете себя так же агрессивно, как и на гоночной трассе?
- Совсем нет. Все в пределах правил, очень редко нарушаю. Я аккуратный водитель.
- Гоночную серию нынешнего сезона вы провели за рулем отечественной LADA Kalina, а какой автомобиль водите в повседневной жизни?
- Сначала у меня была Subaru Impreza, но с нашими дорогами ей тяжело. В Ижевске около дома такие «лежачие полицейские» сделали, что шаркала и «мордой» и «кормой». Пришлось сменить на Forester. Он меня устраивает полностью. Ещё у меня есть Kalina. Часто на ней езжу для поддержки «мышечной памяти». Не очень престижно, конечно, но всем советую ездить в жизни на таких же машинах, как и в соревнованиях.
- Вы уже выставили свой гоночный автомобиль на продажу.
- Да, я уже разместила объявление. Это обычная для гонщиков практика. Новый сезон хочу начать на новой машине.
- Ее может купить любой желающий?
- Конечно, лишь бы деньги были. Но в основном подержанные гоночные машины покупают сами гонщики, которые выступают в более дешевых классах.
Шпильки и маникюр
- Во время гонок на вас всегда специальный гоночный комбинезон. Наверное, иногда приятно облачиться в повседневную одежду?
- Шпильки – моя слабость. Даже на гонки я беру с собой не меньше десяти пар обуви, чтобы на все случаи жизни. Ну, вы меня понимаете (смеется).
- У вас всегда яркий маникюр. Вы суеверны насчет выбора цвета?
- О да. Обожаю красить ногти, особенно в яркие цвета. Красным во время соревнований предпочитаю не пользоваться. Есть у меня такая примета: как накрашу ногти красным, так схожу с трассы. Это, конечно, психология в первую очередь, и я пытаюсь с этим бороться. Но перед стартом ничто не должно отвлекать. Максимальная концентрация и железное спокойствие. Только трасса и я.
- Чтобы вы могли посоветовать девушкам, которые хотят прийти в автоспорт?
- Учитесь. Только так сможете понять, что вам действительно подходит.