Театральный режиссер Ирина Качалова: «Я оставляю своим воспитанникам люфт для мечты»
Фото Михаила Ефимкина
Смоленск, 29 декабря - АиФ-Смоленск. Ирина Качалова десять лет руководит студией «Театральный квадрат» в ДК Профсоюзов, отговаривает своих учеников от поступления в театральные вузы и считает, что самое интересное в театре – раскрывать характеры и мотивацию действующих лиц.
Три актера и режиссер
- Ирина Петровна, как вообще появился на свет «Театральный квадрат»?
Я с детства хотела быть режиссером, но свой театр начала создавать только в 40 лет. В тот момент у меня было три ученика и невероятно желание того, чтобы получился театр, в котором бы бурлила энергия молодости, где бы делали только то, что интересно и не боялись замахиваться на классиков. А почему нет, законы театра и сцены одинаковы для Большого и Малого театра, Таганки и «Театрального квадрата»: в зале сидят зрители и смотрят на сцену, где играют актеры, для того, чтобы быть понятыми. Судьба вела меня к этому всю жизнь. После окончания нашего «кулька», я поступила в институт искусства в Москву. Там у меня были замечательные педагоги: потрясающий Владимир Шрайбер, он руководил известным театром «На пятом этаже», блестящий теоретик Петр Попов, долгие годы он был проректором Щукинского училища и руководитель курса Галина Калашникова, учитель с большой буквы, который много мне дал и в жизни и в профессии.
- А почему вы традиционно работаете с молодежью?
Мы начали студию со старшеклассниками и первокурсниками. В этом возрасте у людей самая мощная энергия, им еще хочется открывать чего-то в себе, в людях и в жизни. Пройдет совсем немного времени и все позиции займут карьера, семья и зарабатывание денег. А у них еще есть, как я его называю, «люфт мечте», они хотят прокричать о себе миру. Средствами театра они познают жизнь, мы берем пьесы, разбираем их, пытаемся понять характеры и мотивацию поступков героев, решить психологический их ребус. Театр – это жизнь, как и в жизни, здесь все играют свои роли. Главное помнить, что в жизни есть лицедейство, а есть лицемерие, а самое главное – оставаться самим собой. Сейчас это редко у кого получается, потому что искренних людей часто считают недалекими, они терпят много трудностей за это. От рождения каждый человек искренен, к сожалению, кто-то раньше, кто-то позже, люди теряют эту способность, так устроено человеческое общество.
Театр, театр, театр
- Ваши ученики поступают в театральные вузы?
Каждый раз, когда начинаются такие разговоры, я сразу пытаюсь отговорить даже самых талантливых ребят, рассказываю, какая это черная пахота, какие это эмоциональные перегрузки. Однако, если люди хотят идти до конца, то я им помогаю, беру за руку и везу в Москву, помогаю разобраться во всех сложностях поступления. Мало кто представляет, что, прежде чем дойти до самих экзаменов, нужно пройти три десятка этапов, на каждом из которых нужно быть лучшим. В итоге, двое моих учеников в 1999 году поступили в театральный. За десять лет кто-нибудь поступает почти каждый год, несмотря на дикие конкурсы, двое сейчас учатся в МХАТе.
- Свою юбилейный десятый сезон вы презентовали пьесой Николая Коляды «Нюра Чапай». О чем этот спектакль, в чем его значимость?
Самое главное, что я хотела сказать в этом спектакле то, что нельзя забывать о наших близких, которым, так уж получается, всегда достается меньше всего заботы, любви и внимания. Мы знаем и помним, что должно быть иначе, но почему-то звоним и вспоминаем родных только по праздникам. В наш сумасшедший век надо стучаться к себе в душу и сердце, находить время для самых родных и близких. Никогда не поздно начать все с начала, никто не знает ничего заранее, может это будут лучшие моменты твоей жизни. Всегда можно найти компромисс, лишний раз сказать доброе слово ближнему, лишний раз промолчать, когда хочется крикнуть. Этот спектакль о том, чтобы достучаться, чтобы за всей суетой, мишурой, бытовщиной и занятостью, попытками кем-то казаться, должно быть что-то настоящее.
Для меня этот спектакль был своего рода дебютом. Я лет 25 не выходила на площадку, а тут сыграла главную роль. Мне было сложно, хотелось, чтобы все было правдиво, потому что в спектакле играли разные поколения, и мне кажется… у нас получилось.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.