Пояс Богородицы, Дары волхвов, огромные очереди из верующих, репортажи в СМИ о том, сколько еще тысяч православных успели приложиться к святыне… И на контрасте со всем этим – маленький храм с деревянными стенами в Холм-Жирках, который встретил нас тишиной и умиротворением. Ни толп людей, ни репортеров с камерами - только мы наедине с частицей Тернового венца, который, как верят миллионы людей в мире, был возложен на Сына Божия перед казнью.
Чудо в глубинке
25 января в храм Николая Чудотворца из Нотр-Дам де Пари доставили икону с частицей тернового венца Иисуса Христа. Несколько лет назад, реликвию уже привозили в Россию - в Москву и Петербург. Но до Смоленской области реликвии подобного масштаба не довозили еще никогда.
«Обычно такие общецерковные святыни, как Дары волхвов, например, привозят в большие города и кафедральные соборы. Я думаю, что Святейший Патриарх, как человек мудрый, понимает, что такие реликвии должны бывать и в небольших храмах в глубинке, как наш. Радость и утешение должны быть у верующих и в маленьких городках», - рассказывает настоятель Свято-Никольского прихода отец Евгений, согласившийся побыть нашим проводником.
«Не просите ничего у Бога»
Не секрет, что к святыням люди приезжают и «за чудесами». Кто-то просит здоровья себе и своим близких, что успехов в делах, кто-то долгожданного ребенка… Мы спросили у батюшки, чего попросить правильнее.
«Люди в основном просят о материальном, о духовном мало кто просит. Обращаясь к святыне, а через нее - к Господу, попросите правильного направления в духовной жизни, исправления духовного состояния. Святые говорили: ничего не проси у Бога, проси, чтобы послал избавления от страстей. Страсти на языке церкви – это страдания. Страсть губит человека. Вот, например, завистник. Человек завидует кому-то, желает зла, но страдает в первую очередь от этого он сам. Тот, кому завидуют, может вообще не знать об этом…», - объясняет отец Евгений.
В храме стоит глубокая тишина. Кроме нас – двух корреспондентов, фотографа и настоятеля, здесь только матушка, - которая помогает на приходе. В небольшом помещении, как и в больших соборах, от стен исходит теплое золотистое сияние, но не из-за сусального золота, а от мягкого свечения дерева, которым они обшиты. Обращаю внимание собеседников на простой, но очень красивый иконостас, расписанный в духе Рублева.
«Мы хотели резьбу сделать под золочение. А Владыка сказал: не надо батюшка, не трогай, так лучше», - рассказывает отец Евгений.
На прощание священник рассказывает нам о воскресной школе, которую сейчас достраивают на пожертвования. В ней хотят заниматься не только дети, но и взрослые, которые хотят постичь азы православия.
«Вот уже несколько лет все конца света ждут. Некоторые чудаки даже от него собираются в каких-то пещерах укрываться, а о личном конце мало кто думает – говорит батюшка. – Люди к нему не готовятся, как будто собираются жить вечно. Ленятся жить духовной жизнью. Сиюминутное удовольствие легче испытать…Только ведь это все миражи!».
Без ажиотажа и очередей, по мнению отца Евгения, гораздо лучше:у прибывшей издалека иконы с частицей терния, каждый сможет спокойно помолиться и «поговорить» со святыней.
Свои чужие святыни
На улицах Холм-Жирков мы пытались выяснить, знают ли местные жители, что в церковь привезли частицу одной из величайших реликвий христианского мира? Жители городка уворачивались от нашего фотографа, а о пребывании в храме знаменитой святыни люди даже не слышали.
«В храм не ходим, - пожаловались местные пенсионерки. – Здоровье не позволяет. Хоть бы до магазина дойти».
«Мне в церкви чего-то как-то плохо становится», - честно заявил молодой парень, шествующий мимо под руку с дамой.
Лишь одна женщина рассказала, что знает о приезде реликвии и уже была в храме.
«Просила о здоровье дочери, - рассказала Галина. – Она у меня болеет».
От фотографа женщина отмахнулась, внук, прижимавшийся к ее боку, тоже желания позировать не изъявил. Зато в беседу с нами охотно вступил муж Галины, как выяснилось, любитель природы и рыбалки.
«Не верю я в церковь. Верю в природу и ее чудеса, - поделился мужчина. – Тут в Холм-Жирках никогда ничего не изменится, хоть какую икону привози!»
«Вы его не слушайте, - стала уводить супруга от журналистов Галина. – Он из деревни…»
Остальные встреченные нами на улицах люди о святыне не слышали. Так что мы, возможно, невольно стали первыми вестниками. Новость о пребывании частицы Тернового венца Спасителя в местном храме, как правило, вызывала интерес у прохожих. Собеседники наши уверяли, что теперь точно пойдут соприкоснуться со святыней, которая пробудет на Смоленщине до 25 февраля.
Кстати, в храме постоянно хранится и привезенный из Иерусалима крест со вставленными частицами мощей архиепископа Новгородского и Димитрия Ростовского Святыню выносят по большим церковным праздникам и прикоснуться к ней может любой верующий, но, как выяснилось, многие смоляне не знают даже о реликвиях своей земли.
Справка
Терновый венец Христа - христианская реликвия, хранящаяся в Соборе Парижской Богоматери по Франции. Венец из терния, согласно трем Евангелиям - от Матфея, Марка и Иоанна - был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед распятием.
Реликвия представляет собой кольцо из терновника диаметром чуть более 20 сантиметров, помещена оболочку из хрусталя и золота.
В начале 13 века константинопольский император Балдуин II заложил венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами. Король Франции Людовик IX Святой выкупил у венецианцев Терновый венец за 135 тысяч ливров – половину годового бюджета Франции (за венец банкиры просили гораздо больше и, не получив нужной суммы, лишили его шипов и продали их по отдельности).
Сам венец не покидает Нотр-Дам де пари, однако его шипы и их частицы иногда возят для поклонения в другие города и страны. Для поклонения шип обычно закрепляют на иконе Спасителя.