Как работы смоленского фотографа попали в Русский музей?

Фото: Михаил Ефимкин

Смоленск, 17 мая – АиФ-Смоленск. Николай Дементьев – известный смоленский фотограф. Его работы еженедельно украшают страницы сразу нескольких газет, он постоянно участвует в различных фотовыставках. Николай фотографирует свадьбы и юбилеи, монахов и мирян, происшествия и праздники. Часто со своим фотоаппаратом он пускается в далекие путешествия, чтобы сделать несколько новых кадров того, к чему стремится его душа. Он может ехать на Кавказ, чтобы снимать звезды над заснеженными вершинами, но самым любимым его жанром остается православная фотография.

   
   

Душа-птица

Многолюдный крестный ход в глуши Кировской области, жизнь людей в полузаброшенной деревне, жизнь монастыря Новый Афон в Абхазии, православная семья – вот излюбленные темы для работы, в которой проявляется талант фотохудожника Николая Дементьева. Именно они составили основу для персональной выставки, которая проходит в эти дни в Смоленской областной универсальной библиотеке.

С одной стороны эту выставку можно приурочить к прошедшей Пасхе, с другой – она отлично вписывается в контекст приближающегося Дня славянской письменности и культуры. Над этими проектами художник работал не один год: чтобы снять эти кадры, он проехал тысячи километров и отшагал много верст. Неповторимая красота момента и жанровый портрет, чаще черно-белые именно такие работы лучше всего отражают творческий стиль Николая Дементьева.

Фото Михаила Ефимкина

 

А еще – его работы хранятся в Государственном Русском музее и частных коллекциях, а это вам не фунт изюма.

Из глубины души

Владимир Королев, член Союза писателей России и Смоленского отделения союза журналистов, специальный корреспондент «Литературной газеты» в Смоленске, член общественной палаты Смоленский области:

Владимир Королев

 

   
   

- У кого еще из наших коллег в Русском музее хранятся слепки нашей смоленской жизни, те, по которым судят о нашей земле? Только у Николая. Смотришь на фото - и хочется написать стихи, очень вдохновенные работы. С ним очень интересно работать, так, например, именно с ним мы сделали книгу о патриархе Кирилле, настоящая документальная фотоповесть получилась.

У Николая очень вдумчивый и углубленный взгляд в лица людей, которые нас окружают, да и на многие события он смотрит несколько по-иному, чем другие фотографы. Большинство все-таки влечет оперативность, желание схватить мгновение, выстрелить пулеметной очередью, не обращая внимания на то, что получится в итоге. Николай больше работает на глубину кадра и глубину души. Главная составляющая его творчества – духовность, это выражается не только в тематическом направлении, отражении жизни церкви, отражении жизни прихожан, но, прежде всего, в фотографическом взгляде в глубину души. У Николая это получается, это выставк. Главный фотограф - Господь, по-моему он тебе, Николай, покровительствует.

Эдуард Стороженко, завкафедрой православной культуры областной универсальной библиотеки:

Эдуард Стороженко


 

- Некоторые мгновения наполнены чрезвычайным смыслом для человека, уловить это первостепенное значение – большое искусство. Искусство фотографа – это во многом искусство поиска смысла, видения смысла, чувства смысла. Любой человек, который посмотрит на эти фотографии, сможет убедиться, что каждая из них полна смысла. Здесь нет ни одной фотографии, которая не была бы наполнена тем, чем Бог может наполнять жизнь простых людей, иерархов, монахов. В своей жизни все они руководствуются Богом. Николай умеет передать смысл, заложенный в мгновениях жизни этих людей уловить, это дорогого стоит, это Божий талант.

Изменение мира

- Николай, какая из представленных на выставке серий фотографий самая ценная для тебя?

Самая главная для меня серия – Великорецкий крестный ход. Так совпало, что к Богу я пришел, когда узнал о нем. Данная выставка тоже существует благодаря этому крестному ходу. Именно он подтолкнул меня к дальнейшему творчеству, к тому, чтобы определиться со своим стилем. С тематикой (духовная жизнь людей), для фотографа это очень важно. Снимать все подряд – это хорошо, но когда выбрал свою тему – это еще лучше. Я выбрал эту тему, через нее развиваюсь и через нее познаю православие. Бог присутствует в каждом мгновении.

Посетители на выставке

 

- В чем особенность именно этого крестного хода?

Я в нем участвую каждый год, в этом году планирую уже в пятый раз быть там. Это 150-километровый крестный ход в Кирове (Вятка). Те, кто туда попал, запоминают этот опыт на всю жизнь. Организовывая эту выставку, я, прежде всего, отталкивался от этой серии. Люди несут иконы, а я иду с фотоаппаратом, снимаю паломников, живу с ними и показываю их жизнь. Не как официальный фотограф, а для души. Это не только самый длинный, но самый многолюдный крестный ход, в нем принимает участие 25 тысяч человек.

Там создается какая-то особая непередаваемая атмосфера, он посвящен святителю Николаю. Паломники, которые отправляются в этот крестный ход, настолько сильные, что побуждают человека к действию. Любой, кто принял участие в этом крестном ходу, уже по-другому смотрит на мир. Люди совсем другие, не верится, что раньше мог жить среди них, хочется вернуться на Вятку. У меня есть друзья, которые 15-16 раз там были. Я думаю, что еще несколько лет пофотографирую, а потом буду уже просто ходить, без фотоаппарата, потому что хочется проникнуться. Там происходят чудеса. И то, что я делаю эти работы, я считаю, что это тоже чудо.

На этот крестный ход приезжает много фотографов из Австралии и Чехии. Некоторые потом крещение принимают. Один знакомый экстремал из Москвы захотел туда пойти, он до этого покорил Эльбрус и Эверест. Перед началом хода он не взял благословение у батюшки, а потом заметил, что ему очень тяжело идти, в первый же день мозоли натер. В этот момент он заметил, что вокруг него идут бабушки и дедушки, некоторые даже на костылях, у него появились силы. С тех пор он начал участвовать как паломник, а не ради эксперимента/

- Как и какие твои работы попали в Русский музей?

Все началось в было в 2009 году, я принимал участие в биеннале Русского музея. Моя работа, на которой изображены участники Великорецкого крестного хода, пробирающиеся через болото, понравилась директору музея. Он прислал мне договор о передаче ее в дар Русскому музею, в отдел современного искусства.

- В монастырях часто запрещено фотографировать, откуда столько фотографий?

Просто так прийти в монастырь и начать снимать - сложно, часто съемка запрещена. Есть такие места в России, где можно снимать. Хороший пример - Новый Афон. Сейчас монастырь восстанавливается, фотографии привлекают людей, помогают возраждать монастырь после разрухи, поэтому именно оттуда у меня очень много фотографий.

Монастырь интересно снимать, потому что там другая жизнь, там каждый кадр рождается в душе.

Помню, как я три дня жил в Дивеевском монастыре, где хранятся мощи Серафима Саровского. Я фотографировал послушниц на службе и после нее, фотографировал, как монахини идут за водой. Люди могут реагировать на фотографа по-разному, они не знают, зачем он пришел и какую цель преследует, поэтому я не обижаюсь, если меня не понимают. Я преследую позитивные цели, работаю над православным циклом, хочу показать красоту православия посредством искусства фотографии, для меня это важно. Мне это интересно, я буду дальше работать, открывать для себя новое. Я надеюсь, что мои фотографии тоже помогут кому-то прийти к Богу.  

Выставка работ Николая Дементьева проходит на четвертом этаже Смоленской областной универсальной библиотеки имени А. Т. Твардовского и продлится до 25 мая. 

Смотрите также: