Экскурс в историю. Смоленский гид— о «золотом веке» интуризма

Светлана с польскими туристами, приехавшими в Катынь, 70-е годы. © / Из личного архива

У смоленского экскурсовода Светланы Хадранковой огромный стаж работы в туризме – она знакомит людей со Смоленском 44 года подряд, причем большинство из ее экскурсантов – иностранцы, которые приехали из самых разных уголков мира - от США до Индонезии, и от Голландии до Австралии. Профессиональных гидов с английским языком в Смоленске немного, а вот историй на все случаи жизни у них хоть отбавляй.

   
   

Сквозь «железный занавес»

«Сначала я работала на заводе «Усилитель», который располагался на месте нынешнего завода холодильников, - рассказывает Светлана Хадранкова. – Со школы у меня был неплохой английский, и девчонки с завода уговорили меня поступать в институт».
В Советском Союзе приемом иностранных туристов занималось только одно турбюро с говорящим названием «Интурист», которое, несмотря на «железный занавес» вовсю работало и в Смоленске. После окончания института Светлана Дмитриевна попала именно туда, чему рада до сих пор.

«Конец 60-х был «золотым веком» смоленского интуризма, - вспоминает Светлана Дмитриевна. – У нас работали 8 переводчиков с 4 языков, включая английский, немецкий, французский и испанский. В высокий сезон мы принимали по 10-12 автобусов на выходных».

Высокий сезон

Несмотря на то, что Смоленск далек от теплых морей, в туризме здесь тоже строгая сезонность. Экскурсанты начинают массово ехать сюда в мае, а заканчивают - в сентябре. Больше всего в ключ-город приезжает американцев и других англоговорящих туристов. Удивительно, но больше всего Смоленском интересуются пожилые, а порой даже очень пожилые люди.

Светлана Хадранкова посвятила работе экскурсовода более 40 лет жизни. Фото: Из личного архива

«Чаще всего в Смоленск приезжают достаточно пожилые и обеспеченные люди, которые могут себе позволить такое длительное путешествие, - рассказывает Светлана Хадранкова. – Одному американскому туристу в моей группе было 104 года. Несмотря на такой возраст, он был гораздо живее и оптимистичнее своей 76-летней дочери, с которой путешествовал».
Помимо американцев, Смоленск посещало много голландцев, немцев, китайцев, индусов и представителей других национальностей. Сегодня самыми активными путешественниками остаются представители США, правда, американские группы становятся все более интернациональными: среди них начинают преобладать, например, индусы и другие азиаты.
«Сегодня туристы гораздо спокойнее относятся к нашей стране, раньше они везли с собой питьевую воду, полотенца и даже подушки, чемоданы были просто огромные, - вспоминает гид. – Изменились и вопросы, если раньше они больше интересовались стариной, то теперь больше интересуют советские годы и экономическая ситуация в стране и городе, можно ли прожить на пенсию».

Шпионка, гейзеры и приемные дети

Какие только истории не приключались со Светланой Дмитриевной за годы работы. Однажды она два дня водила по Смоленску японскую туристку, которая все внимательно рассматривала и фотографировала. Через некоторое время, на курсах повышения квалификации, от коллег гид узнала, что японка оказалась шпионкой, которую задержали в Киеве.

   
   

А вот новозеландские туристы сделали в Смоленске настоящее «географическое открытие».

Светлана в Америке: гид тоже иногда бывает туристом. Фото: Из личного архива

«Проезжая по Колхозной площади, они увидели дымящиеся канализационные коллекторы и спросили меня: “Неужели у вас тоже есть гейзеры?”».

В последние годы Светлана Дмитриевна специализируется на работе с приемными детьми, которые когда-то были усыновлены из Смоленской области.

«В позапрошлом году я сопровождала одну семью, они попросили меня разыскать родственников их девочки, приехали в деревню, зашли на почту, там одна из сотрудниц сказала, что эта девочка очень похожа на одну местную жительницу, - рассказывает Светлана Хадранкова. – Так мы нашли мать и брата этой девушки, это было очень трогательно».
С некоторыми американцами, которые когда-то усыновили детей в Смоленске, Светлана Дмитриевна общается до сих пор и регулярно видится.

Американская семья, которая приезжала в Смоленск и усыновила двоих детей. Теперь они общаются со Светланой, как добрые друзья. На подписи к фото в альбоме указаны русские имена усыновленных ребят - Ваня и Маша. Фото: Из личного архива

Вокруг Смоленска

Как правило, иностранные туристы ограничиваются обзорной экскурсией по Смоленску, так как времени на остальное просто не хватает. Однако, иногда они могут заинтересоваться и поехать, например, в Талашкино, имение княгини Тенишевой, но это направление интересно больше для искусствоведов.

«Однажды я сопровождала индийского посла, который приехал поддержать студентов медакадемии. Его супруга оказалась наслышана про Талашкино и очень хотела его посетить. Но ситуация складывалась так, что у них было мало времени, а нужно было посетить еще много официальных мероприятий. Мне пришлось отговаривать их от поездки, говорить, что это далеко и добираться туда крайне неудобно».

Не так давно у Светланы Хадранковой была группа туристов из международного «Красного креста», которые по интернету проверяли почти каждое слово из ее рассказа с помощью интернета.

Темная сторона

За годы работы Светлана Хадранкова видела не только позитивные стороны туризма. Так, на дорогах погибало много туристов и переводчиков.

«Одна девушка из Австралии погибла на трассе, когда мы ехали в Москву, - вспоминает Светлана Дмитриевна. – Автобус начало заносить на скользкой дороге, она испугалась, встала со своего места, выпала из окна, а автобус упал на бок и раздавил ее. Останься она сидеть на месте, все бы обошлось. Как потом выяснилось, мать этой девушки очень не хотела отпускать ее в Союз, как чувствовала».

Светлана с туристкой из Японии. Фото: Из личного архива

Хэллоу, туристы

Туристический поток – дело тонкое. На его формирование могут влиять самые, казалось, не относящиеся к Смоленску факторы. Причем эта тенденция зародилась не сегодня. Смоленский туризм серьезно пострадал во время Олимпийских игр 1980 года в Москве и после взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

При этом все самое главное для туризма – потенциал и профессиональные кадры - в Смоленске есть.

«Дороги и нехватка гостиниц вызывали нарекание у туристов и в советские времена, а вот Успенский собор и памятник «с орлами» вызывали восхищение каждой группы туристов, - вспоминает Светлана Хадранкова. – А вот экскурсоводы у нас очень квалифицированные, не раз в этом убеждалась, для сравнения: в Испании – никудышние, а в Калининграде я количество населения в городе только на третий день пребывания смогла узнать».

Сегодня в Смоленске много говорят о возрождении туризма, и, по словам опытного гида, нет ничего невозможного.

«Раньше мы очень плотно работали с директорами предприятий, а сейчас забыли, что это такое, - говорит Светлана Хадранкова. – Сегодня чаще говорят о туристической важности Новгорода и Пскова, но раньше туристы ценили Смоленск гораздо больше, даже с учетом того, что он находится в стороне от накатанных маршрутов. По большей части для возрождения туризма нам нужно только, чтобы власти повернулись к туризму лицом, поддержали нас в трудной ситуации».

Досье

Светлана Хадранкова родилась в 1942 году в Бузулуке, Оренбургской области, с 1958 года живет в Смоленске. Закончила факультет иностранных языков Смоленского педагогического института. С 1967 года работала в «Интуристе», стаж - 44 года. Закончила курсы повышения квалификации при Совете министров СССР.