Сила притяжения. Как развиваются партнерские связи Смоленска и Хагена

На фото - Ханс-Вернер Энгель. © / Евгений Гаврилов / АиФ

За последние 10 лет побратимские отношения Смоленска и немецкого города Хагена перешли на совершенно новый уровень, стали более домашними и уютными. Немаловажную роль в этом процессе сыграла общественная организация «Круг друзей Хаген-Смоленск», которую возглавляет Ханс-Вернер Энгель.

   
   

Люди с метлами

Михаил Ефимкин, SMOL.AIF.RU: Герр Энгель, как изменился город, и как изменились люди за те 10 лет, что вы приезжаете в Смоленск?
Ханс-Вернер Энгель: Город разительно изменился,  стал намного красивее, особенно после юбилея. В этом году я отметил, что никогда еще не видел на улицах Смоленска столько людей с метлами, город стал гораздо чище. При этом очень радует то, что на улицах очень много молодых мам с детьми и беременных женщин. Они все также элегантно одеваются, как и 10 лет назад.

- Когда появилось общество «Круг друзей Хаген-Смоленск» и для чего?

- Наша общественная организация была зарегистрирована в 2005 году для того, главной ее целью стали проекты культурного и академического обмена. За эти годы мы провели около сотни проектов, которые были призваны объединять молодых людей, художников (Молодое искусство Хаген-Смоленск) и учителей, в Хагене и в Смоленске. Кроме этого существуют и другие проекты, например, обмен молодыми банковскими сотрудниками. В Смоленск на практику регулярно приезжают молодые учителя из Хагена, а в прошлом году у нас была хорошая сильная музыкальная программа: мы привозили в Смоленск акапельный ансамбль J. E. S!-A-capella и рок-группу PowerOnOff.

Мы старались, чтобы у молодых людей, которые принимают участие в нашем проекте, появилась  возможность максимально познать культуру наших стран через общение, через работу с учебными заведениями, через пребывание в гостях друг у друга. Тем самым они формируют свою собственную культуру жизни. Кстати, в следующем году мы хотим осуществить большой проект – привезти смоленский кукольный театр в Хаген. Каждый год в наших проектах с обеих сторон принимают участие около 80 человек.

- Как появилась такая идея?

   
   

- Мы придумали все это со смоленским художником Алексеем Довганем, когда поняли, что состоявшиеся художники жаждут общения с молодежью, хотят поделиться своим опытом. Мы поняли, что молодежь нужно поддерживать, нужно показать им путь в жизни. Его воплощение пришло в виде нашего совместного проекта. Каждые два года мы проводим конкурс и выбираем победителей нашего проекта. Победители едут в Смоленск обычно весной, а осенью победители аналогичного конкурса в Смоленске отправляются в Хаген.

Открытие выставки "Молодое искусство Хаген-Смоленск". Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Люди дела

- Что вас особенно поразило в Смоленске за все эти годы?

- Прежде всего – люди, например, скульптор Александр Парфенов – человек с большой буквы. Он очень хороший скульптор, который нашел свой путь и упорно двигается вперед.

Я помню как в маленькой комнате, где был всего один стол и стул, начинал работать Николай Мажар. За эти годы ему удалось создать прекрасный процветающий университет. Я не перестаю удивляться своим друзьям Алексею Довганю и Александру Долосову, художникам, которые излучают дружелюбие, чувство человечности и доверие. Такое в Хагене трудно встретить.

Я не ожидал, что и в городской администрации мне встретятся такие удивительные люди как  Екатерина Демко и Олег Кроликов, с которыми я делаю фантастические проекты.

Во время второй поездки в Смоленск я выступал со своими стихами в филармонии и был очень удивлен, что послушать меня собралось огромное количество людей, которые заняли все места, сидели на полу и на подоконнике. После выступления ко мне обратились сразу несколько человек, которые захотели положить мои стихи на музыку. А во время третьей поездки, когда я просто гулял с женой по площади Ленина, ко мне подошел абсолютно незнакомый молодой человек и поинтересовался, не я ли тот самый поэт. Могу с уверенностью заявить, что в Смоленске люди больше интересуются литературой, чем в Хагене.

Смоленские учителя в Хагене. Фото: Пресс-служба администрации города Смоленска

Обмен мыслями

- Интересен ли Смоленск жителям Хагена?

- У меня есть друг, художник Увель Вилль, он впервые приехал в Смоленск в 1992 году и с того момента полностью пересмотрел свое отношение к творчеству. Более того, с тех пор каждый его приезд в Смоленск вносит что-то новое в его творчество. В свою очередь от многих смолян я слышал, что их пребывание в Хагене было лучшим пребыванием за границей.

- Чем молодые художники занимаются в Хагене и в Смоленске?

- В этот раз в Смоленске мы посещаем студии разных художников, например, Александра Долосова, работаем керамической мастерской, в Смоленском государственном университете изучаем скульптуру с Александром Парфеновым, встречаемся с художницей по ткани Надей Рыжиковой. Мы много гуляем, осматриваем достопримечательности. Общаемся и обдумываем будущие проекты.

- Что молодые люди из Смоленска делают в Хагене?

- Программа для молодых художников из Смоленска в Хагене очень похожа. Мы много работаем в мастерских художников, а некоторые там даже живут. Посещаем музеи Мюнстера, Дортмунда, Дюссельдорфа, Бонна, по возможности заезжаем в Голландию. Мы обязательно ездим рисовать в Саар южнее Хагена, там расположено много красивых средневековых замков, посещаем город Мюнстер. У нас проходит огромное количество мастер-классов и совместных развлекательных мероприятий. Мы знакомимся с современным и классическим искусством и много дискутируем. НУ, и конечно, какая поездка без того, чтобы попробовать замечательную местную кухню.

Молодежь из Смоленска и Хагена с удовольствием общается и обменивается впечатлениями. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Культурный магнетизм

- Вы сами финансируете свои поездки. Что заставляет вас не опускать руки и снова все организовывать? 

- Главное – мотивация, которая позволяет нам превзойти все трудности. Наша мотивация – решать проблемы. Мы мечтаем помогать молодым людям развиваться, и когда мы понимаем, что это реально, то мы беремся за дело с удвоенной силой. Мы  знаем, что после нашего проекта многие его русские и немецкие участники продолжают общаться, нас это очень вдохновляет. Только представьте, в этом году над организацией наших проектов работают 17 человек, и все они делают это бесплатно в свое личное время.

- Открыт ли Смоленск к новым международным проектам?

- На днях мы посещали мастерскую одного художника и, уходя, спускались по лестнице и разговаривали по-немецки. Одна русская девушка в нашей группе случайно услышала перешептывание соседей, которые приняли нас за американцев. Конечно, в Смоленске еще не привыкли к иностранной речи в общественных местах, но, чтобы это изменить, должно пройти достаточно времени, а главное здесь должно проводиться как можно больше международных проектов, абсолютно не важно, с какими странами. Кроме этого люди должны больше путешествовать, чаще смотреть на жизнь в других странах. Этот процесс, несомненно, ускорится, когда границы станут открытыми.

Смоленск и Хаген много сотрудничают в сфере искусства и культуры. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

- Почему, как выдумаете, искусство объединяет людей?

- Искусство передает эмоции, а через эмоции люди сильно сближаются. Если актеру, художнику,  или певцу через свое творчество удается передавать людям эмоции и получить на них отклик, значит, это искусство удалось.  

Справка АиФ

Ханс-Вернер Энгель родился в Хагене 28 января 1948 года. Окончил экономический факультет, работал на различных должностях на государственных предприятиях, занимался организацией мероприятий. Преподавал менеджмент и организацию в университете Дортмунда. В 2005 году стал одним из организаторов общества «Круг друзей Хаген-Смоленск», председателем которого является по сей день.