Современные дети часто поражают своей «взрослостью»: в пять — шесть лет многие уже точно знают, что никакого Деда по имени Мороз на свете нет, и дорогие игрушки нужно клянчить у родителей. Некоторые мамы и папы даже считают, что это хорошо — мол, нечего растить сына или дочку нереалистичными мечтателями.
Своей точкой зрения на эту проблему с «АиФ-Смоленск» делится Светлана Качалова, мама и по совместительству клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета.
«Костыль» для народа
- Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, какое значение имеет для ребенка вера в Деда Мороза?
- Дети не такие реалисты, как взрослые. Как таковой характер у ребенка еще не сформирован - есть только его задатки и темперамент. Есть особенности мышления, как, например, повышенная внушаемость. Ее причина — отсутствие реалистической платформы. Наш мозг работает так: для того, чтобы во что-то поверить, мы должны это проверить, убедиться на фактах. А ребенку достаточно сказать или показать что-то, чтобы возникла необоснованная вера в какие-то вещи.
Дед Мороз — воплощение чудесного, сверхъестественно-хорошего и доброго. Когда у любого человека, у любого ребенка, появляется вера во что-то, в частности, в Деда Мороза, он начинает тщательнее выстраивать свое поведение и мировоззрение, основываясь на этой вере. Конечно, вера бывает разная: в Бога, в судьбу и так далее. Человек, который верит, знает, кого благодарить и на кого надеяться. Ребенок, который верит в Деда Мороза, тоже знает, кого благодарить, когда ему дарят долгожданный подарок, он знает, кому посылать свои просьбы в канун праздника. Вера всегда является «костылем», который помогает, спасает. Опираясь на эту веру, ребенок учится более спокойно воспринимать какие-то стрессы и неприятности.
«Ребенок должен быть ребенком»
- Что бывает, когда родители считают такую веру излишней?
- Когда у ребенка отбирают веру в Деда Мороза, он становится более приземленным, реалистом. Пропадает мечтательность, творческий подход ко многим процессам — к игре, к деятельности вообще. Когда есть вера и ребенок надеется на что-то — это работа воссоздающего, творческого, воображения. Если мы у ребенка забираем эту веру, то сами создаем условия, при которых творческое воображение начинает закрепощаться в рамках реальности. Ребенку крайне сложно вырваться за эти рамки, так как абстрактное мышление до 12 лет еще не сформировано. Поэтому я считаю, что в Деда Мороза можно и полезно верить до 12 — 13 лет. Если ваш ребенок в этом возрасте верит в Деда Мороза, хотя сейчас это и редкость, не нужно бояться, что с ним что-то не так, наоборот, нужно лелеять эту традицию, этот символ. Символ можно представить его в виде стержня, который дали человеку, и пока в нем есть этот стержень, вокруг него крутится все. Малыш сам себя побуждает, находит в себе какие-то мотивы, ведь у него есть цель — получить осуществление мечты с помощью Деда Мороза. От него, а не от родителей — это слишком банально и неинтересно.
Пожалуй, именно вера в чудо сохраняет в ребенке способность мыслить творчески, а это необходимое условие для развития здоровой личности в будущем. У ребенка, который творчески мыслит, формируется больше нейронных ассоциативных связей в мозге.
- Как избежать разочарования, когда ребенок узнает, что Деда Мороза все-таки не существует?
- Чаще всего уже в 9-10 лет дети слышат от своих сверстников, что никакого Деда Мороза нет, а подарки на самом деле под елку подкладывают родители. Ребенок подходит к родителям, заглядывает в глаза и спрашивает: «А Деда Мороза правда нет?». Малыш хочет услышать ту правду, которая ему приятнее.
Каждый родитель сам решает, что ответить. Но я считаю, что самый оптимальный вариант — сказать, что Дед Мороз есть у каждого (как и любая вера). А еще можно сказать, что Дед Мороз может сделать так, чтобы родители подарили желаемое. Сохранить это хотя бы частично, как символ, как традицию, важно и нужно.
Понимание того, что Деда Мороза нет, придет постепенно, с возрастом, как осознание времени — с развитием мышления и систем органов. Надо дать ребенку возможность наиграться. Ребенок должен быть ребенком.
«Дед Мороз — панацея в условиях информационной агрессии»
- Современные дети часто ведут себя пугающе по- взрослому, считают, что глупо верить в сказки... Чем это грозит ребенку и обществу в целом?
- Предположим, ребенок начинает рано объяснять себе все, что происходит вокруг него взрослым языком, четко пытается обосновать какие-то вещи. В этом случае можно говорить об основах рационального мышления, когда основная нагрузка идет на левое полушарие мозга. В раннем возрасте это чревато негармоничным развитием мозга.
Когда в детстве есть вера в Деда Мороза, в чудеса и волшебство, ребенок живо представляет все это, мечтает, задействовав правое полушарие. Подумав о каких-то насущных бытовых вопросах, малыш пользуется левым полушарием — и в этом случае развитие протекает сбалансировано. Но когда маленький человечек становится прагматиком, становится на материалистическую позицию, по большей части он задействует левое полушарие. Даже уже развитому мозгу противопоказано долгое время находится в состоянии, когда идет нагрузка только на одно полушарие.
Ребенок, который не мечтает, не рисует в воображении хотя бы того же самого Деда Мороза, а только думает: «сейчас я сделаю это и получу от родителей это», в будущем может страдать от депрессии и других расстройств, возможны даже невротические срывы.
Если говорить о том, как это скажется на развитии общества — если таких детей будет становиться все больше — то, конечно, это будут негативные явления, в первую очередь, рост депрессивных тем. Можно возразить, вспомнив поколение, скажем, 60-х годов прошлого века, когда рано начинали приобретать бытовые навыки. Но в то время не было такой информационной загруженности, у ребенка оставалось пространство для воображения. Сейчас же, кажется, делается все, чтобы правое полушарие не работало. Дед Мороз, как нематериальный образ, помогает «разгрузиться» в условиях агрессивного насаждения информации.
Если забыть об особенностях развития и работы мозга, Дед Мороз — это великолепная традиция. А мотивация человека строится на тех традициях, в которых сформирована его психика. И чем больше мы окружаем ребенка всевозможными традициями, тем больше и лучше формируется его мотивация.