Примерное время чтения: 7 минут
1269

Проблемы заказывали? Что делать, если вас обманули в интернет-магазине

Вместо изнуряющих походов по торговым центрам, очередей и общения с продавцами-консультантами все больше людей предпочитают совершать покупки, не выходя из дома – сидя за компьютером. Каждый день на просторах сети появляются новые интернет-магазины, завлекающие покупателей богатым ассортиментом и скидками. Как выбрать из них надежный, чтобы виртуальная покупка не стала настоящей головной болью, и что делать, если вы все-таки стали жертвой мошенников, SMOL.AIF.RU объясняют эксперты из отдела зашиты прав потребителей, юристы и полиция.

У одних брали, другим отдавали

В конце прошлого года в Смоленске разразился скандал, связанный с деятельностью местного интернет-магазина «Гипермаркет 67». Несколько лет назад магазин арендовал офис на одной из центральных улиц города и работал исправно – люди заказывали и получали свои товары, появились даже постоянные клиенты. А потом вдруг начались сбои – покупатели перестали получать оплаченный товар, добиваться справедливости приходилось в органах по защите прав потребителей и даже в суде. В ноябре прошлого года магазин и вовсе сменил место прописки, не известив об этом покупателей.

«Насколько мне известно, проблемы у этого магазина начались где-то примерно с августа 2014 года, – поясняет начальник отдела по защите прав потребителей Валентина Медведева. – К нам обращались люди с жалобами на него, по нашим запросам претензии о расторжении договоров удовлетворялись, деньги покупателям возвращали, в том числе большие суммы. Но, как мы поняли, происходило это следующим образом: с одних заказчиков деньги брали, другим возвращали». В какой-то момент деньги покупателям перестали возвращать вовсе.

В конце концов деятельностью интернет-магазина заинтересовалась прокуратура, которая выявила в действиях руководства ООО состав преступления и передала материалы в УМВД. Итогом стало 11 уголовных дел о мошенничестве. На тот момент долг магазина перед своими покупателями превысил сумму в миллион рублей.

Удобный шопинг в сети может принести много проблем. Фото: www.globallookpress.com

Сейчас, по данным правоохранительных органов, количество пострадавших смолян в разы больше.

«На моей памяти это первое столь масштабное уголовное дело в нашем регионе, связанное с деятельностью интернет-магазинов, – говорит заместитель начальника отдела следственного управления УМВД России по Смоленской области Лариса Симонова. – Сейчас в производстве находится 60 уголовных дел, и люди продолжают обращаться. Владелица ООО находится в статусе подозреваемой, сам магазин, насколько мне известно, больше не функционирует».

Почему, казалось бы, добросовестный продавец перестал выполнять свои обязательства – сейчас разбирается следствие.

Правила выбора интернет-магазина

Как поясняют в отделе защиты прав потребителей, деятельность интернет-магазинов регулируется правилами продажи товаров дистанционным способом. Этот документ легко найти в интернете. Прежде чем совершать какую-то покупку в сети, не лишним будет с ним ознакомиться.

Можно выделить несколько основных критериев, на которые стоит обратить внимание, прежде чем совершить покупку в интернет-магазине.

Во-первых, магазин на своем сайте должен предоставить покупателю максимум информации о себе – полный адрес и телефон (желательно городской), данные о регистрации, порядке приобретения и возврата товара, о том, куда и в какие сроки в случае чего предъявлять претензии. Интернет-магазину, на сайте которого указан только номер мобильного телефона, лучше свои деньги не доверять.

  • Важно: если на сайте написано, что товары не подлежат возврату и обмену – это тревожный сигнал. Дело в том, что практически любую вещь, купленную в интернет-магазине, по закону можно вернуть в течение семи дней. Это относится в том числе и к группам товаров, которые в обычных магазинах вернуть нельзя. Все это должно быть указано на сайте этого магазина и в письменной форме, когда вы получаете товар, в противном случае покупку можно вернуть в течение трех месяцев.
Доверять нужно только проверенным интернет-магазинам. Фото: www.globallookpress.com

Во-вторых, заказывайте у проверенных продавцов. Покупать товар желательно в том магазине, которым вы или ваши знакомые уже пользовались. Можно также почитать отзывы на всевозможных форумах, но только не на том, который организует сам интернет-магазин.

На что обратить внимание: юристы советуют не полениться проверить работу интернет-магазина в сети. Для этого можно зайти на любой сайт хостинга и в графу «проверка домена» ввести адрес магазина. Появится надпись «домен зарегистрирован», после этого нажать «показать, на кого зарегистрирован домен», появится информация, когда и кем этот домен был зарегистрирован. Если интернет-магазин зарегистрирован недавно, следует отнестись к этому серьезно.

В-третьих, сравните цены. Многие выбирают интернет-магазины не только из-за ассортимента, но и потому, что цены на товар там порой ниже, чем в обычных магазинах (не нужно снимать большие помещения, не требуется оплата большого числа персонала и т.п.) Тем не менее, гнаться за дешевизной не стоит. Если вещь, которую вы присмотрели, в этом магазине стоит в разы дешевле, чем у других продавцов, стоит насторожиться.

В-четвертых, не спешите с предоплатой, особенно если делаете крупную покупку. Специалисты советуют выбирать магазин, который работает по системе авансов или с оплатой товара по факту доставки. Это позволяет практически полностью избежать обмана (правда, не дает гарантии, что товар окажется качественным), а также проверить товар, перед тем как оплатить его.

  • Важно: платили вы полную стоимость товара или внесли аванс – неважно. В любом случае вы имеете полное право отказаться от покупки в любое время до ее получения. При этом, возможно, придется возместить магазину расходы по выполнению заказа, если они были. Отказаться от товара нельзя только в том случае, если вещь, которую вы приобрели, индивидуальная и ею можете пользоваться только вы.
Если вас обманули в интернет-магазине - не отчаивайтесь. Обратитесь в правоохранительные органы. Фото: Shutterstock.com

Добро пожаловаться

Если вдруг вы не получили вовремя заказанный в интернете товар, вас не устраивает качество покупки и так далее, не спешите сразу подозревать в продавцах мошенников и бежать с заявлением в полицию. Первым делом стоит выяснить отношения с продавцом.

«В любом случае сначала нужно обращаться в сам интернет-магазин. Если он поступает в соответствии с законодательством, проблемы не будет. Если же он не удовлетворяет претензию, надо обращаться в органы по защите прав потребителей – либо к нам, в отдел защиты прав потребителей, либо в Роспотребнадзор», – говорит Валентина Медведева.

Если ваш случай не единичный или после вмешательства соответствующих инстанций никаких подвижек нет, тогда нужно обратиться в правоохранительные органы или к мировому судье.

  • Важно: если вы полностью или частично оплатили заказ, вам его так и не доставили, а деньги не вернули, вы можете обратиться к мировому судье, в прокуратуру и полицию.

«Заявление на интернет-магазин вы можете подать в ближайшем отделении полиции», - пояснили в пресс-службе УМВД по Смоленской области.

«Жалобу на мошенничество в интернете лучше подавать в письменной форме, – говорит руководитель НП «Ассоциация независимых юристов Смоленска» Олег Рабушенко. – При составлении жалобы, заявления в полицию, прокуратуру или в суд необходимо как можно четче сформулировать все известные вам обстоятельства, а также указать адрес сайта, электронной почты, по которой вы вели переписку, расчетные счета или веб-кошельки, на которые перечислялись деньги. Приложите вашу электронную переписку с представителем интернет-магазина с указанием дат и адресов электронной почты».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах