Вот уже почти четверть века жители Смоленска получают письма, газеты и бандероли из её рук. В 2022 году Оксана Неустроева стала победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства и обладателем звания «Лучший почтальон России».
Накануне Дня почты мы поговорили с ней о том, чем сейчас загружены современные Печкины, почему им не нужны диеты и кто ещё выписывает газеты.
Письмо или конфету?
Любовь Зайцева, «АиФ-Смоленск»: Оксана Геннадьевна, изменилось ли что-либо в вашей жизни после победы в конкурсе?
Оксана Неустроева: После публикаций в Интернете и сюжетов по ТВ меня стали узнавать на улице, особенно на моём участке, поздравляли, говорили, что видели новости обо мне. Было очень приятно! Правда, так совпало, что вскоре после конкурса произошло перераспределение , и у меня теперь другой участок. Раньше это были 2- и 5-этитажные дома, сейчас в основном 10-этажки, есть и организации. Да и в целом работы прибавилось. Стало больше квитанций, штрафов ГИБДД, писем из налоговой. Всё это надо доставить адресатам.
Письма от руки сегодня практически не пишут, если только пенсионеры. Но люди по-прежнему посылают друг другу поздравительные открытки.
- Что ещё в вашей сумке?
- Заказные письма, бандероли, посылки, если есть выплаты - беру соответствующие документы и деньги, со мной также всегда связка ключей от подъездов. А ещё газеты и журналы, которые предстоит разнести по участку. В целом периодику выписывают, конечно, меньше, чем 20 лет назад, когда я только начинала работать. Наверное, в два-три раза. Кроме того, сегодня почта продаёт продовольственные товары, такие, как конфеты, макароны, крупы, - всё это тоже в моей сумке, и я предлагаю приобрести это клиентам. Порой идёшь к человеку, уже учитывая его пожелания. Скажем, в прошлый раз он сказал, что не любит шоколадки, а предпочитает леденцы, и, готовясь к следующему визиту, я уже беру с собой эти конфеты. Так что вес моей сумки может достигать 7 кг...
- И сколько вам приходится проходить в день километров по участку?
- Около 10. В любую погоду. И никакой спортзал не нужен (смеётся).
- Как вы относитесь к тому, что почта отчасти выполняет функции магазина?
- Я понимаю, что таковы реалии, и это приносит определённый доход.
Открытка из Лондона
- Не боитесь ходить с деньгами, материальными ценностями? Собак у жильцов наверняка много …
- К счастью, обходится без серьёзных инцидентов. Доставкой пенсий у нас занимается специальный отдел - у них есть машины. Что касается остального, участок у меня, можно сказать, цивилизованный - там же новостройки, а собаки сейчас всё больше маленькие - шпицы да йоркширские терьеры, они не опасны.
- Как изменилась ваша работа за те 20 лет, что вы трудитесь на почте?
- Раньше не было столько техники, и накладные да и извещения на заказные письма приходилось оформлять от руки. Сейчас же все эти документы я заполняю и распечатываю с помощью компьютера. Кстати, в последние годы пересылают всё больше заказных писем с уведомлениями. А вот количество простых писем сократилось, и переписка стала своеобразной - в основном обмениваются почтовой корреспонденцией различные организации. Письма от руки практически не пишут, правда, такая корреспонденция попадалась на прежнем участке, где жило немало пенсионеров. Наверное, отказ от обычных писем - это неизбежный процесс, обусловленный развитием Интернета и сотовой связи.
Но по-прежнему люди посылают друг другу поздравительные открытки - их мало, но бывает. Очень волнительно и трогательно их доставлять. Как правило, их отправляют к Новому году, 8 Марта, Дню учителя и 1 сентября. Очень люблю приносить открытки с приветом из городов и стран, в которых бывают путешественники. Запомнились карточки с видами Лондона.
- А телеграммы?
- Этот вид связи уходит в прошлое, за последние полгода я не доставила ни оной телеграммы.
- Как пандемия повлияла на вашу работу?
- Во время пандемии получила распространение такая услуга, как доставка посылки на дом за определённую плату. Я примерно по пять посылок в день приносила. И сейчас это также пользуется спросом, правда, не в таком объёме.
Только терпение!
- Как получилось, что вы вообще стали почтальоном?
- Я окончила смоленский пединститут, но уже на последних курсах начала сомневаться в правильности выбранной профессии. Отработав год после окончания вуза в детском саду, окончательно поняла, что это не моё. Была некоторое время без работы. Как-то моя мама увидела объявление о том, что требуется почтальон, и показала его мне. Я подумала: почему бы не попробовать? И вот уже 23 года работаю почтальоном.
- Вы рассказали, как изменилась ваша работа за последние годы. А отношение людей к почтальону изменилось?
- Скорее, нет. Если быть вежливой, стараться добросовестно исполнять свои обязанности, то и люди относятся хорошо и с уважением.
- Что вас лично вдохновляет в вашей профессии?
- Очень приятно, когда люди искренне благодарят за твою работу, просто говорят спасибо за то, что принёс посылу или доставил письмо, этого достаточно.
Трогательно, когда клиенты поздравляют с праздниками, с тем же Днём почтового работника.
А вообще мне нравится моя работа: доставлять людям письма, журналы, посылки, какую-то радость даже испытываю, когда всё это по ящикам раскладываю. Хотя порой непросто бывает выстраивать общение - люди-то разные встречаются.
Бывает, они раздражаются из-за того, что потерялась их квитанция, или из-за того, что выплату, которую они ждали с утра, принесли ближе к обеду. Тогда приходится утешать и объяснять, почему так произошло. Прошу потерпеть, потому что у меня много работы - все ждут выплату, и я иду по маршруту, который поменять не вправе.
- А какими навыками надо обладать, чтобы стать хорошим почтальоном?
- Скорее, не навыками, а качествами. Быть коммуникабельным, терпеливым, стрессоустойчивым, на негатив не отвечать негативом - в нашей профессии это недопустимо. Надо прежде всего выслушать человека (а бывает, и поддержать разговор о жизни), постараться помочь. Самое главное - доброжелательно относиться к людям и добросовестно выполнять свою работу. Соблюдать сроки доставки и стараться не совершать ошибок: чтобы корреспонденция, предназначенная одному адресату, не попала случайно в другой почтовый ящик.
Однажды 10 лет спустя
- Сколько помню, на почте всегда не хватало работников. А как у вас сейчас с кадрами, есть дефицит?
- Не знаю, как в других городах и на селе, но в Смоленске желающих достаточно и свободных вакансий почти нет. Правда, среди потенциальных кандидатов нет молодёжи. Почему? Наверное, не престижно. Сейчас распространены ай-ти технологии, требуются курьеры для доставки продуктов и товаров. Предложений разных много.
- Что хотели бы пожелать себе и коллегам в преддверии профессионального праздника?
- Материального благополучия и позитивных клиентов. А также оставаться доброжелательными, несмотря на жизненные неурядицы.
- Как, на ваш взгляд, изменится работа почтальона лет через 10, и вообще останется ли такая профессия?
- Какие-то услуги, конечно, отпадут, но появятся новые. Думаю, что больше будет сделан упор в сферу торговли. Но всё равно бумажная корреспонденция останется. В нашей стране не готовы отказаться от этого. Да, всё большее распространение получают цифровые сервисы. Но очень часто требуется подтверждение каких-то фактов именно на бумаге, те же счета. Поэтому почтальоны в ближайшие лет 10 останутся точно.
- А вы себя через 10 лет где видите?
- Только на почте!