После острой фазы эпидемии коронавируса «приходят в себя» смоленские кафе и рестораны, вовсю работают туристические компании - в область потянулись изголодавшиеся по впечатлениям «руссо туристо».
Доплатим, если останетесь
«Если в прошлом году в среднем наш офис посещало 750 человек в месяц, то в августе их была уже 1000», - рассказывает директор туристско-информационного центра «Смоленский терем» Максим Щегленко. Именно отсюда для многих приезжающих в наш город начинается знакомство со Смоленщиной.
По словам Максима, он и его команда не ведут формализованный учёт - кто из туристов и зачем приехал на Смоленщину, но всех гостей просят заполнить анкеты и, конечно, с людьми общаются. На основании этих наблюдений специалисты и сделали выводы, что большинство приезжающих к нам - жители столицы. В последнее время «подтягиваются» соседи из Калуги, Твери и Брянска. Они активно записываются на бесплатные экскурсии по Смоленску в рамках проекта «Пошагали», спрашивают про крепостную стену и башню Громовую, собор и милитари-парк-музей «Форпост 863».
Впрочем, в списке интересов туристов не только столица региона с её достопримечательностями, но и Талашкино с «Теремком», и национальный парк «Смоленское поозерье» и его развлечения, одно из которых - сплав по ледниковым озёрам - пользуется всё большим спросом.
12 тыс. руб. - средний чек поездки на 3 дня.
«Изменилось не только количество туристов, но и длительность пребывания их в регионе. Сегодня гости всё чаще задерживаются на Смоленщине на 4-5 дней», - продолжает Максим. Отметим, что весной прошлого года туристы в среднем находились у нас 2-3 дня.
Возможно, сыграло свою роль решение Правительства РФ вернуть туристам части денежных средств за путешествия по России. Смоленщина вошла в список регионов, за посещение которого можно получить компенсацию от 5 тыс. руб. Но для этого продолжительность тура или проживания в области должна быть не менее пяти дней - четырёх ночей, а его стоимость - от 25 тыс. руб.
От бриллиантов до зубов
«Когда ослабли ограничения и объявили о возможности получить кэшбек за путешествия по стране, мы начали масштабную рекламную кампанию», - рассказывает руководитель департамента инвестиционного развития Смоленской области Екатерина Сырченкова.
В августе на улицах Москвы появилось около 100 рекламных конструкций о Смоленской области как туристического направления с концепцией «Смоленск. Есть что делать».
«Смоленская область - одно из самых удобных направлений туризма: из Москвы - 4 часа на «Ласточке» и средний чек поездки на 3 дня - 12 тыс. руб.», - уверяет Екатерина Сырченкова.
По её словам, видеоролики о путешествии на Смоленщину начали транслировать на экранах в поездах «Ласточка», которые отправляются из Москвы и Санкт-Петербурга.
Туристов приглашают подняться на крепостную стену, попробовать блюда смоленской кухни и посетить производство бриллиантов.
Впрочем, как говорится, каждому своё. Кто-то едет к нам за впечатлениями, а кто-то - за голливудской улыбкой, как, например, 55-летний Андрей из Москвы. Он провёл в Смоленске четыре дня, успел познакомиться с городом и врачами - сделал протезирование нижней челюсти.
«С учётом проживания и дороги лечение обошлось мне в два раза дешевле, чем в Москве», - рассказывает Андрей.
Он стал одним из участников программы медицинского туризма, который сейчас развивают на Смоленщине, тематический сайт medtoursmol.ru уже посетили тысячи потенциальных туристов. Что из этого получится - покажет время.