С неба на землю. Житель Смоленска спас и приютил в своем доме хищную птицу

Александр Губарев / АиФ

Естественный отбор — вещь неумолимая и очень жестокая: получив серьезное ранение, в дикой природе животное фактически обречено на гибель.

   
   

Такая печальная участь наверняка ждала бы и подобранного Евгением Жемковым канюка - больше недели птица провела со сломанным крылом, пока на помощь раненому хищнику не пришли искренне переживающие за судьбу птицы жители Смоленска.

Не взлетим

Впрочем, еще до того, как оказаться в семье Жемковых, канюк попал в другие, не менее добрые руки. Сначала птицу нашел в поле неизвестный мужчина, который затем и принес раненого канюка матери Евгения.

«Я в это время был в городе, а мать на даче, что примерно в тридцати километрах от Смоленска, - вспоминает Евгений Жемков. - Обычно там бывает не так много народу, поэтому можно представить себе ее удивление, когда вечером в дверь постучался какой-то мужчина и..попросил позаботиться о птице! Мама сразу позвонила мне, попросила найти ветеринара, к которому можно срочно отвезти канюка».

Канюк - крупная хищная птица, похожая на ястреба. Фото: АиФ / Александр Губарев

Уже в больнице выяснилось, что полученная птицей травма гораздо серьезнее, чем могло показаться на первый взгляд.

«У птицы был внутрисуставной перелом, проще говоря, сустав был практически полностью раздроблен, - указывая на рентгеновский снимок поврежденного крыла, говорит ветеринар Сергей Никоноров. – К тому же было заметно, что перелом, как говорится, совсем не первой свежести и уже очень сильно инфицирован».

   
   

Как птица получила столь серьезную травму — и врачу, и семье Жемковых остается только гадать. Нередко подобные повреждения хищник получает во время охоты, но не исключено, что сломанным крылом канюк обязан и какому-нибудь местному дачнику, который палкой или камнем пытался отогнать птицу, например, от кур.

Такой питомец требует уважительного обращения. Фото: АиФ / Александр Губарев

Как бы то ни было, но лечение птицы растянулось даже не на одну неделю: сначала — многочасовая операция, в течение которых врачу пришлось буквально по кусочкам собирать поврежденное крыло, затем — долгий восстановительный период и регулярные визиты к доктору. По словам ветеринара, до того момента, как птичье крыло полностью заживет, должен пройти как минимум месяц. Но даже при самом благоприятном исходе канюк, увы, уже никогда не сможет подняться в воздух.

Балконный житель

Впрочем, за все то время, что продолжалось лечение, семья Жемковых успела привыкнуть к необычному питомцу. И расставаться с ним уже не хочет. Только вот имя пока не придумали: пол птицы определить, как оказалось, не под силу даже зоологам. Дело в том, что самцы и самки канюков различаются только размером - даже оперение у них абсолютно идентичное. То есть понять, кто есть кто, можно только увидев рядом двух птиц разного пола: самка обычно существенно крупнее самца.

«Мы его на балконе поселили, там у него и полочка своя есть, на которой он практически весь день сидит, - рассказывает Евгений Жемков. - Кормим его сырой кроличьей печенью; раньше куриную покупали, но теперь он, видимо, «отъелся» и куриную печень больше не признает. Еду выкладываем в центр балкона, а дальше он уже сам за ней спускается».

Теперь птица регулярно посещает ветеринара. Фото: АиФ / Александр Губарев

Нрав у канюка оказался довольно дружелюбным: практически все время птица молчит и даже не пытается клюнуть окружающих его людей. Даже наоборот: когда у пернатого хищника появляется общительный настрой, он сам запрыгивает на руку Евгению. Хотя длинных, крепких птичьих когтей Евгений Жемков все равно побаивается и, если нужно взять птицу на руки, делает это исключительно в крепких кожаных перчатках.

«Канюк — не первое животное, которое мы вот так у себя приютили, - говорит Евгений. - У нас дома еще два кота живут: один птицу очень боится, ни за что даже близко к балкону не подойдет, а второй проявляет любопытство к новому жильцу, но мы его к канюку все равно не пускаем. Все-так птица хищная, охотник, мало ли что случиться может».

Лечиться птице придется еще долго, а без помощи она скорее всего бы погибла. Фото: АиФ / Александр Губарев

По словам смоленских зоологов, в том, как быстро казалось бы дикая птица привыкла к домашним условиям, нет ничего удивительного. Эти птицы всегда очень легко и безболезненно приспосабливаются к жизни в неволе и мучиться от того, что больше никогда не сможет парить над полями и лесами, совсем не будет. Однако взять хищника на ПМЖ в местный зоопарк наотрез отказались; мол, у птицы нет ветеринарного паспорта и неизвестно, переносчиком каких болезней он может быть. А погубить имеющуюся коллекцию пернатых сотрудникам зоопарка совсем не хочется.

«Да мы к нему уже привязались, - говорит Евгений Жемков. - Не берут в зоопарк? Значит, будет жить у нас, мы о нем позаботимся».