Немного истории: в 2009 году самородок из ЮАР Нил Бломкамп дебютировал со снятой за смешные деньги фантастической лентой «Район №9». Его кино выглядело как дорогой блокбастер, а по смысловому наполнению тянуло на современную классику. Через четыре года, имея стомиллионный бюджет и голливудский кастинг, он снимает «Элизиум» - примерно то же, но с большим размахом. Пускай дорчитатель простит это занудство: теперь ясно, почему сравнения с «Районом» не избежать.
В будущем человечество, как следует поиздевавшись над Землёй-матушкой и доведя её до практически постапокалиптического состояния, призадумалось и построило в космосе станцию «Элизиум» с райскими условиями для жизни: демократией, лужайками, дроидами-слугами и чудодейственными медкапсулами. Самые богатые перебрались жить туда, а прочие остались в буквальном смысле внизу, поддерживать вредные производства и не мешать под ногами у привилегированного класса.
Герой фильма – рабочий с богатым криминальным прошлым Макс (Мэтт Деймон) – всегда мечтал попасть на станцию и начать жить, а не выживать. Дальше продолжать не имеет смысла: все могут представить себе процесс получения вида на жительство в США нищим мексиканцем.
Другие премьеры прошлой недели: | |
---|---|
Все трейлеры и анонсы |
Древние греки верили, что после смерти избранные души отправятся туда, где нет забот и печали, где всегда царит весна. Они называли это место «Элизий» или «Элизиум».
Тут можно с умным видом заявить, что в новом фильме Бломкампа тема нелегальных мигрантов «Района №9» разбавлена теорией «золотого миллиарда». Звучит очень по-взрослому, но на практике выглядит как «мы хотим, а нас не пускают».
«Район №9» без стеснений предъявлял проблему нелегальной иммиграции с самых её некрасивых сторон, от примитивного уровня «гостей» и связанного с этим повышения уровня преступности, до, в буквальном смысле, тошнотворных действий властей, на чьей территории те нашли себе убежище. «Элизиум» же скачет по верхам.
Вот трущобы – в них живут очень бедные люди и ничего не делают. Вот космическая станция – на ней живут очень богатые люди и тоже ничего не делают. Вот обязательные, так их, повстанцы – они живут в трущобах и помогают бедным людям слетать на станцию, чтобы мгновенно быть убитыми или высланными обратно. Землянам не попасть на «Элизиум» - и точка, тема закрыта. Всё описанное выше выглядит на экране так примитивно и однобоко, что хочется плакать: дебютный фильм Нила ставил непростые вопросы и не стеснялся давать такие же сложные ответы.
Когда в кадре появляется Маленькая Больная Девочка (её по ходу пьесы обязательно нужно спасти), рассказывает нелепую сказку про бегемотика и вообще пытается надавить на жалость, становится ещё и страшно. Страшно за режиссёра, который, похоже, сам не понял, в чём состоял успех его первого фильма. Местами «Элизиум» напоминает новый «Вспомнить всё». Это не комплимент.
Ещё одна проблема «Элизиума» это, как сейчас модно говорить, нарратив. Повествование. «Район №9» медленно нагнетал обстановку, от обманчиво-сонных видеорепортажей до кровавой, адреналиновой кульминации, после которой следовал выворачивающий душу финал – в последние, самые важные секунды перед титрами. Зритель выходил из зала оглушенным, растерянным, полным смешанных чувств.
«Элизиум» потерял это замечательное свойство. Кино не грешит нудными паузами, но захватить внимание, полностью погрузить в себя, заставив морщиться от отвращения или вцепляться в подлокотники от праведного гнева... ну это, скажем, как требовать от жертвы лоботомии проявления сильных чувств. Действие заметно оживляется, только когда на экране появляется персонаж Шарлто Копли – наёмник Крюгер. Копли, до того сыгравший у Бломкампа робкого клерка, а после - диковатого, но безобидного Мёрдока в «Команде А», здесь показал, на что он действительно способен. У Крюгера, похоже, давно и прочно съехала крыша (этому в фильме найдётся своё объяснение), что только добавило ему зловещей харизмы. Такого уровня перевоплощения заслуживают, без шуток, «Оскара».
Заметки киносноба: | |
---|---|
Стариканы из РЭД - 2 дают прикурить |
Что определённо достойно похвалы, так это спецэффекты и декорации. Дизайном всяческой техники занимался кудесник Сид Мид, работавший когда-то над «Чужими» и «Бегущим по лезвию». Что ж, не заметить люксовый шаттл Bugatti, проработанный до мелочей экзоскелет с нейроинтерфейсом или цветущие сакуры в саду здания правительства просто невозможно. Чертовски круто, знаете ли. И пусть в 2154 году по бездорожью ездит шоссейный болид Nissan GT-R, пусть ракеты из портативной установки способны выйти на околоземную орбиту, пусть. Это в какой-то степени тоже круто.
Если дорчитатель законченный оптимист или просто до жути любит фантастику, в фильме Бломкампа ему придётся по душе пялиться на шаттлы и дроидов-полицейских, заодно втихую мечтая порубить катаной врагов во славу космических хозяев. В остальных случаях следует поставить на место «Растишку» и задуматься о более продуктивном времяпрепровождении. Потому что «Элизиум» - это выхолощенный «Район №9» для самых маленьких.
Каждый понедельник ищите на smol.aif.ru новые заметки киносноба. Не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комменатриях!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть