Примерное время чтения: 6 минут
682

Заметки киносноба: лысый гопник штурмует «Элизиум»

Фото: официальный сайт фильма

Немного истории: в 2009 году самородок из ЮАР Нил Бломкамп дебютировал со снятой за смешные деньги фантастической лентой «Район №9». Его кино выглядело как дорогой блокбастер, а по смысловому наполнению тянуло на современную классику. Через четыре года, имея стомиллионный бюджет и голливудский кастинг, он снимает «Элизиум» - примерно то же, но с большим размахом. Пускай дорчитатель простит это занудство: теперь ясно, почему сравнения с «Районом» не избежать.

В будущем человечество, как следует поиздевавшись над Землёй-матушкой и доведя её до практически постапокалиптического состояния, призадумалось и построило в космосе станцию «Элизиум» с райскими условиями для жизни: демократией, лужайками, дроидами-слугами и чудодейственными медкапсулами. Самые богатые перебрались жить туда, а прочие остались в буквальном смысле внизу, поддерживать вредные производства и не мешать под ногами у привилегированного класса.

Герой фильма – рабочий с богатым криминальным прошлым Макс (Мэтт Деймон) – всегда мечтал попасть на станцию и начать жить, а не выживать. Дальше продолжать не имеет смысла: все могут представить себе процесс получения вида на жительство в США нищим мексиканцем.

                                                                         
Другие премьеры прошлой недели:
Все трейлеры и анонсы

Древние греки верили, что после смерти избранные души отправятся туда, где нет забот и печали, где всегда царит весна. Они называли это место «Элизий» или «Элизиум».

Тут можно с умным видом заявить, что в новом фильме Бломкампа тема нелегальных мигрантов «Района №9» разбавлена теорией «золотого миллиарда». Звучит очень по-взрослому, но на практике выглядит как «мы хотим, а нас не пускают».

«Район №9» без стеснений предъявлял проблему нелегальной иммиграции с самых её некрасивых сторон, от примитивного уровня «гостей» и связанного с этим повышения уровня преступности, до, в буквальном смысле, тошнотворных действий властей, на чьей территории те нашли себе убежище. «Элизиум» же скачет по верхам.

Вот трущобы – в них живут очень бедные люди и ничего не делают. Вот космическая станция – на ней живут очень богатые люди и тоже ничего не делают. Вот обязательные, так их, повстанцы – они живут в трущобах и помогают бедным людям слетать на станцию, чтобы мгновенно быть убитыми или высланными обратно. Землянам не попасть на «Элизиум» - и точка, тема закрыта. Всё описанное выше выглядит на экране так примитивно и однобоко, что хочется плакать: дебютный фильм Нила ставил непростые вопросы и не стеснялся давать такие же сложные ответы.

Когда в кадре появляется Маленькая Больная Девочка (её по ходу пьесы обязательно нужно спасти), рассказывает нелепую сказку про бегемотика и вообще пытается надавить на жалость, становится ещё и страшно. Страшно за режиссёра, который, похоже, сам не понял, в чём состоял успех его первого фильма. Местами «Элизиум» напоминает новый «Вспомнить всё». Это не комплимент.

Ещё одна проблема «Элизиума» это, как сейчас модно говорить, нарратив. Повествование. «Район №9» медленно нагнетал обстановку, от обманчиво-сонных видеорепортажей до кровавой, адреналиновой кульминации, после которой следовал выворачивающий душу финал – в последние, самые важные секунды перед титрами. Зритель выходил из зала оглушенным, растерянным, полным смешанных чувств.

«Элизиум» потерял это замечательное свойство. Кино не грешит нудными паузами, но захватить внимание, полностью погрузить в себя, заставив морщиться от отвращения или вцепляться в подлокотники от праведного гнева... ну это, скажем, как требовать от жертвы лоботомии проявления сильных чувств. Действие заметно оживляется, только когда на экране появляется персонаж Шарлто Копли – наёмник Крюгер. Копли, до того сыгравший у Бломкампа робкого клерка, а после - диковатого, но безобидного Мёрдока в «Команде А», здесь показал, на что он действительно способен. У Крюгера, похоже, давно и прочно съехала крыша (этому в фильме найдётся своё объяснение), что только добавило ему зловещей харизмы. Такого уровня перевоплощения заслуживают, без шуток, «Оскара».

                                                                         
Заметки киносноба:
Стариканы из РЭД - 2 дают прикурить

Что определённо достойно похвалы, так это спецэффекты и декорации. Дизайном всяческой техники занимался кудесник Сид Мид, работавший когда-то над «Чужими» и «Бегущим по лезвию». Что ж, не заметить люксовый шаттл Bugatti, проработанный до мелочей экзоскелет с нейроинтерфейсом или цветущие сакуры в саду здания правительства просто невозможно. Чертовски круто, знаете ли. И пусть в 2154 году по бездорожью ездит шоссейный болид Nissan GT-R, пусть ракеты из портативной установки способны выйти на околоземную орбиту, пусть. Это в какой-то степени тоже круто.

Если дорчитатель законченный оптимист или просто до жути любит фантастику, в фильме Бломкампа ему придётся по душе пялиться на шаттлы и дроидов-полицейских, заодно втихую мечтая порубить катаной врагов во славу космических хозяев. В остальных случаях следует поставить на место «Растишку» и задуматься о более продуктивном времяпрепровождении. Потому что «Элизиум» - это выхолощенный «Район №9» для самых маленьких.

Каждый понедельник ищите на smol.aif.ru новые заметки киносноба. Не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комменатриях! 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах