Праздник Нерукотворного Спаса, третий по счету спас, имеет сразу целый ряд названий, неразрывно связанных с его историей и традициями: Ореховый, Хлебный или Холщовый Спас, Бороздень, Третий Калинник, Малый Спас. Сама по себе череда из трех Спасов — медового, яблочного и хлебного, издревле считалась подготовкой к осени. Люди встречали новый урожай этих трех важных продуктов традиционного русского стола. Весь день 29 августа (16 по старому стилю) проходит, наполненный запахом свежего хлеба — главным блюдом дня были пироги и ароматные свежие булки, которые освящали в церкви и которыми угощали друзей и соседей. О традициях празднования Хлебного спаса SMOL.AIF.RU рассказывает начальник миссионерского отдела Смоленской и Вяземской епархии РПЦ, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских отец Георгий.
Сколько вложил — столько и на стол положил
На ярмарках появлялись в большом количестве полотна и холсты — недаром праздник Нерукотворного Спаса произошел, согласно евангельскому рассказу, от чуда - появления лика Христа, отпечатавшегося на полотенце, которым он отер свое лицо.
Что же касается народных не религиозных традиций, Третий Спас не только означал приход осени, но и время подготовки к зиме. Поля засевали озимыми, к холодам готовили колодцы и источники — освящали и очищали.
«Раньше, безусловно, было проще соблюдать многие традиции, - рассказывает начальник миссионерского отдела Смоленской и Вяземской епархии РПЦ, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских отец Георгий. - Большая часть России была аграрной страной, поэтому и праздник отмечался с большим размахом у крестьян. Ведь урожай хлеба был главным показателем труда. Сколько вложил — столько и на стол положил. В наше время для большинства этим эквивалентом стали деньги, и хлеб, особенно горожане, покупают уже на свои деньги, приготовленный не своими руками».
Здесь стоит отметить, что совершенствование бытовых приборов позволяет сегодня любителям свежего, только что приготовленного хлеба, делать его из муки и в домашних условиях, что, конечно, далеко не всегда сравнится с приготовленным в старой русской печи.
Ни шага без оберега
«Как бы то ни было, - продолжает отец Георгий, - церковь не подчеркивает необходимость приносить на освящение лишь собственноручно выпеченный хлеб или собранные орехи. В честь праздника пройдут службы в церквях и храмах, где можно получить благословение принесенных людьми символов праздника. Но главное — праздник Успения. Христианин должен быть в первую очередь благодарен Богу за то, что Господь подарил ему — за плоды богатого урожая. В этот день уместно хлеб и орехи нести не только к себе на стол, но и одаривать ближних. К слову об орехах, в давние времена, конечно, в большинстве своем люди освящали и ели орехи, произрастающие в наших краях. Но ведь христианство распространено по всему миру, а значит нет никаких проблем, чтобы встретить этот праздник с любыми орехами, будь то грецкий, фундук или какой иной вид».
Кроме самих плодов орешника, заготавливались так же и прутья — для банных веников, считавшихся особенно полезными при лечении различных хворей. Кроме этого, существует поверье, что на Ореховый Спас колдуны и ведьмы так же отправляются в лес за ветками орешника — православным людям наказывали не выходить из дома без оберегов.
Что же до наших дней, пришедшие в Смоленск в конце августа холода делают как никогда актуальной главную народную примету Третьего Спаса: отлет птиц. Если к этому времени улетают ласточки и журавли ,то на Покров (14 октября) уже можно ждать мороз.