Какую бижутерию предпочитали носить горожанки, разбирающиеся в модных новинках с Востока? Без какой посуды нельзя представить средневековую кухню? Ответы на эти и многие другие вопросы собраны в новой экспозиции Смоленского исторического музея, в которую вошли находки археологов, сделанные в прошлом году на территории региона. SMOL.AIF.RU подскажет, на какие артефакты стоит обратить особое внимание.
Игральные кости
Игра в бабки – старинная народная игра, судя по находкам Смоленской археологической экспедиции, любимая и в Смоленске, согласно Ивану Сахарову (археолог, собиратель песен, народных верований, преданий и обычаев, - прим.авт.), на Руси она появилась «по милости греков». В качестве «бабки» обычно использовалась надкопытная говяжья кость.
В бабку, которой били, могли заливать свинец, и тогда она носила название «литок» или «свинчатка». Эта игра была широко распространена среди простонародья как в деревнях, так и в городах. В зависимости от расстановки «бабок» различают различные варианты игры. Например, «кон на кон», «плоцки», «об стенку» и «городок». Последняя, претерпев незначительные изменения, дошла до наших дней.
Медные «чешуйки»
Прародитель современной копейки. Отчеканена в период правления Алексея Михайловича Романова и связана с так называемым «медным бунтом».
А точнее, именно эти медные «чешуйки» и стали поводом для народных волнений. Дело в том, что в XVII веке в Московском княжестве не было собственных золотых и серебряных рудников, и поэтому драгоценные металлы приходилось импортировать из-за рубежа. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русские копейки, деньги и полушки. Затяжная война с Речью Посполитой потребовала дополнительных расходов. Выход из трудной финансовой ситуации царю посоветовал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин: политик и дипломат предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Первое время «чешуйки» действительно имели хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег привел к их стремительному обесцениванию. Усугубил ситуацию и тот факт, что налоги взимали серебром, а жалованье платили медью. Через год после бунта чеканка медных «чешуек» была прекращена.
Стеклянные браслеты
Самые ранние датируются X веком, но тогда они еще были редкостью, причем исключительно «импортной». Украшения завозили в основном из Византии и других восточных стран.
Однако среди осколков, представленных на выставке в историческом музее, есть и образцы, изготовленные именно в Смоленске местными ремесленниками. Начиная со второй половины XII века, в городе появляются так называемые «браслетные мастерские». Для изготовления украшений использовали калиево-свинцово-керамическое стекло, слабо окрашенное или цветное, чаще всего зеленое. Этот цвет получался благодаря добавлению окиси железа.
Средневековая сковородка
Уже в X-XI веках арсенал домашней утвари у домохозяек был разнообразным: тарелки, миски, ложки, плошки, кринки, крышки, кувшины, чаши и корчаги. Тогда же стали появляться первые центры ремесел и торговли, и изготовление посуды было поставлено на поток.
История сковороды, как ни странно, связана с глиняным горшком. Выставленная в смоленском историческом музее сковорода изготовлена именно из глины на гончарном круге. Она имеет вытянутую овальную форму и отверстие, куда вставлялась деревянная ручка. За десять веков конструкция осталось почти такой же. Кстати, даже сегодня для приготовления определенных блюд использование таких сковород предусмотрено у многих народов: те же абхазы используют их для обжаривания копченого мяса, прежде чем оно будет подано на стол.
Бесценные обломки
Эти обломки горшков представляют «жемчужину» коллекции и главную интригу археологического сезона 2014 года.
Обнаружили их на Соборной горе. Дело в том, что во второй половине XX века считалась, что Соборную гору заселили еще в V-VII веках, но в IX-X веках, когда Смоленск впервые упоминается в летописи, люди тут не жили. Эти осколки керамики, найденные во время раскопок прошлого года, доказывают обратное. Больше всего их обнаружено на северо-восточном склоне из чего археологи делают вывод о том, что это место, возможно, и было тем летописным Смоленском, который упоминается под 863 годом.