aif.ru counter
226

Водители: «ГЛОНАСС в смоленском транспорте — дорогая «безделушка» на приборной панели»

Фото: Ксения Матвеева

Смоленск, 14 января - АиФ-Смоленск  Таким образом, с начала года на дорогах Смоленщины не должно было остаться ни одного автобуса и «маршрутки» без связи с космосом. 

«Бархатная» революция

Наш регион активно включился в работу по внедрению технологий ГЛОНАСС еще в 2011 году. Как «АиФ-Смоленск» рассказали в департаменте Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде, в 2012 году завершилась реализация долгосрочной областной целевой программы «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Смоленской области», и уже утверждена новая программа развития спутниковых навигационных технологий на 2013-2015 годы. Те самые «результаты космической деятельности» - передатчики ГЛОНАСС, действительно появились в смоленском общественном транспорте, как в городском, так и пригородном. Продажу и монтаж такого оборудования предлагают почти в каждом сервисном центре Смоленска. Правда, даже если вы увидели на приборной панели небольшое устройство с монитором (не путать с видеорегистратором!), это не означает, что маршрутное такси, в котором вы едете, через спутник отслеживает диспетчер.

- В большинстве транспортных средств, оборудованных передатчиками, они пока что служат дорогим «украшением» на панели приборов, - рассказал «АиФ-Смоленск» перевозчик, пожелавший не называть своего имени. - Дело в том, что для работы системы ГЛОНАСС соответствующим оборудованием должны быть оснащены и диспетчерские пункты. Там должен стоять специальный пульт, через который диспетчер и должен следить за всеми единицами транспорта. Только в этом случае то устройство, которое пассажир видит в автобусе, и имеет смысл: через него можно сообщить о ДТП, о каких-то неисправностях, вызвать «скорую» и спасателей. В настоящее время полностью оборудованы единицы: это либо финансируемые из бюджета муниципальные предприятия, либо крупные перевозчики.

Выходит, что изменения, которые должны стать революционными, так и не произошли, и «результаты космической деятельности» на Смоленщине по-прежнему не используются?

«... и на первый взгляд как будто не видна»

Если верить чиновникам, система ГЛОНАСС вполне себе функционирует. Правда, обитатели кабинетов измеряют эффективность другими показателями — целевыми программами и образованием новых профильных организаций. Так, в городе уже два года работает Центр космических услуг и геоинформационных систем, открытый как раз в рамках вышеупомянутой целевой программы. Учреждение оказывает услуги по монтажу и настройке оборудования ГЛОНАСС, а также отслеживанию транспорта - все согласно прейскуранту. Правда, прейскуранта на 2013 год на официальном сайте Центра до сих пор нет, а последние новости датируются июнем прошлого года.

- В настоящий момент к Центру космических услуг и геоинформационных систем подключены 50 единиц спецтранспорта областного пожарно-спасательного центра, 17 транспортных средств органов исполнительной власти, более 300 единиц пассажирского транспорта, 124 школьных автобуса, 235 карет скорой медицинской помощи, - рассказывает Татьяна Щербакова, заместитель начальника департамента Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде. - Также разрабатывается проект по оснащению трамвайно-троллейбусного предприятия Смоленска навигационным оборудованием ГЛОНАСС.

По информации, предоставленной «АиФ-Смоленск» департаментом Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде, в создание региональной навигационно-информационной системы Смоленской области планируется в ближайшие два года инвестировать 40 миллионов рублей. На развитие регионального навигационно-информационного центра администрация области рассчитывает получить и федеральное софинансирование. Правда, пока не совсем понятно, когда рядовой смолянин увидит результаты этой незаметной работы, требующей серьезных денежных влияний.

«Идея ГЛОНАСС разумна»

К слову, система ГЛОНАСС включает в себя не только отслеживание транспортных средств и обеспечение непрерывного взаимодействия водители и диспетчера. В будущем на каждой остановке должно появиться еще одно звено этой цепи — цифровое табло, которое, синхронизированное с передатчиком автобуса, будет показывать, как скоро в конкретной точке появится ожидаемый маршрут. Пока неясно, стоят ли эти «прожекты» тех средств, которые на их внедрение тратятся уже сегодня.

- Сама идея внедрения ГЛОНАСС разумна, - делится мнением Виктор, водитель автобуса одного из транспортных предприятий области, стаж работы — более 20 лет. - Особенно это обоснованно даже не в городе, а именно в области. На Смоленщине очень много маленьких деревень, через которые не проходит ни один автобус. Однако их жителям тоже нужно ездить в районный, областной центр: им тоже нужно получать образование, лечиться, делать покупки. Поэтому они ходят за несколько километров на ближайшие остановки, на трассы, чтобы сесть на проходящий автобус. Теперь представьте: человек пришел, и понятия не имеет: опаздывает ли сегодня автобус, или, может быть, сегодня было мало остановок, хорошая погода — и он прошел раньше времени? И вот на таких пунктах табло, подключенное к ГЛОНАСС, синхронизированное с прибором в автобусе и пультом диспетчера, очень даже нужно. Но: где гарантия, что оно будет регулярно использоваться и оправдает затраты? Где гарантия, что его не сломают, не разобьют через пару дней после монтажа? Ведь в деревнях, поселках, для молодежи автобусная остановка, как ни парадоксально — это и клуб, и бар, и кружок по интересам. Им просто негде больше собираться - они собираются на остановках. Пьяная драка — и недешевое оборудование придется устанавливать заново. Я уже не говорю об в целом устаревшем автопарке и о том, что для небольших транспортных предприятий, не получающих дотаций от района и области, монтаж дорогостоящих приборов грозит разорением.

По словам водителей, далеко не все транспортные предприятия в районах области могут позволить себе регулярно обновлять свой парк: множество автобусов бороздят просторы Смоленщины более 15 и даже 20 лет. Старенькие «пазики» едва проходят техосмотры, большинство их них в скором времени окончательно перейдет в разряд металлолома. Но несмотря на это, на дряхлые приборные панели «ветеранов» устанавливают, как и положено, и тахографы, и системы ГЛОНАСС. И если через год их «носитель» оправится, в лучшем случае, на запчасти, и без того убыточному предприятию придется оплатить как минимум монтаж оборудования на другой автобус.

Мнение

- «Сказки» про систему ГЛОНАСС в действии я слышал, будучи студентом, еще несколько лет назад, - рассказывает Денис, специалист информационного отдела Смоленского ЦНТИ. - Тогда нас, учащихся технических специальностей, приводили на экскурсию в Центр научно-технической информации и показывали образцы оборудования, которое должно вот-вот появиться на улицах города. Нам рассказывали, что через год-два на каждой остановке в Смоленске будет электронное табло, любой горожанин сможет подойти и, нажав кнопку, узнать, как скоро придет его автобус. Нам казалось это чем-то фантастическим. Мне вспомнилось, что нашим родителям в школе учителя говорили: «Вам очень повезло — вы будете жить, когда построят коммунизм». Так вот про функционирующую систему ГЛОНАСС хочется сказать: «жить в эту пору прекрасную уж ни придется ни мне, ни тебе». С учетом нынешнего положения транспортной системы области реализовать это, несомненно, благое намерение на 100% невозможно. И без должного внимания к насущным проблемам перевозчиков это будет невозможно еще очень долго.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество