Смоленск, 8 февраля – АиФ-Смоленск. В начале января сразу после новогодних праздников Шенгенская зона внезапно призвала корреспондента «АиФ-Смоленск» повышать свою профессиональную квалификацию и занесла в один из самых свободолюбивых городов Европы Берлин.
Опа, опа, свободная Европа…
Нельзя сказать, чтобы свободный во всех отношениях и склонный к терпимому отношению к гомосексуалистам, меньшинствам и всяческим экспериментам Берлин сразу опьянил чувством вседозволенности и безнаказанности. Прелесть этого города в том, что он оставляет за вами право выбора себя и определения своего жизненного пути в рамках вседозволенности. Это заставило серьезно задуматься и экстренно расширять рамки своего мировосприятия, порой зашоренного ежедневной смоленской действительностью.
Оказалось, что на собственную работу можно взглянуть с совершенно новой стороны. Газеты, которые могут существовать в форме ОАО (то есть содержится на ежегодные взносы тысяч десяти акционеров), потому что так проще получать независимую от власти и коммерческих структур информацию; карикатуры на политиков, которые с виду их не обижают; фельетоны в каждом воскресном выпуске, которые набирают сумасшедшее количество просмотров; шантаж читателей полным отсутствием букв «а» в тексте в рамках подписной кампании… чего только в газетах не бывает.
Однако, исключительно журналистской частью дело не обошлось, потому что очень скоро зашел разговор о гражданском обществе.
Это что за зверь такой?
Сказать, что обсуждать все современные проблемы гражданского общества, перспективы развития форума гражданского общества ЕС-Россия и ЕС-СНГ на иностранном языке было невероятно сложно, не сказать ничего. С учетом, что до этого «гражданское общество» было исключительно красивым словосочетанием с размытым значением, а о двух последних вещах узнал только минут пять назад, то вся ситуация была просто какой-то адской абракадаброй. А кроме этого все вокруг, кажется, только и делают, что организуют какие-то непонятные некоммерческие и негосударственные организации, которые работают сами себе и не ждут субсидий от государства. Прав был поэт, «о сколько нам открытий чудных».
Отрылся и еще один «удивительный» факт: оказывается, такие понятия, как «круглый стол» и «дискуссия» подразумевают живое общение людей, вопросы и ответы, споры, а не просто ура-патриотические доклады по списку и «ну, если нет вопросов, то просим пройти на обед».
Сложнее всего далась попытка самостоятельно дать определение гражданского общества. В ходе дебатов сошлись на том, что это такое общество, где власть идет в определенном направлении развития страны, а большая часть населения этот курс поддерживает. Кроме того, ко всему этому должны обязательно присутствовать свободная пресса, прозрачные выборы и разные институты гражданского общества. Кстати, интересный факт, в той самой Германии наблюдатели на выборах просто не нужны, потому что для этого есть пресса, хотя бы часть которой можно назвать независимой.
И вот, хочется понять, а есть ли все эти демократические прелести в Смоленске. Краем уха слышал, что есть, поищем вместе?
Ох, наговорил, я, кажется, лишнего, как бы в соответствующие органы не вызвали, а то в связи с принятием «закона об иностранных агентах» всякое может быть. А мы не такие, мы Родину любим, и не пытаемся из этого финансовой выгоды извлечь.