Примерное время чтения: 10 минут
2202

Записки историка: неисследованные памятники древнего смоленского зодчества

Сюжет Записки историка: потерянные памятники Смоленска
Плинфа XII века. Церковь на Большой Краснофлотской. Раскопки 2013 года.
Плинфа XII века. Церковь на Большой Краснофлотской. Раскопки 2013 года. / Владимир Марков / АиФ

Мы уже закончили писать обо всех изученных на данный момент памятниках зодчества древнего Смоленска. В связи с этим может возникнуть вопрос – это все, или до сих пор есть еще и другие, не изученные, и если таковые есть, то где они находятся? По крайней мере, Николай Воронин и Петр Раппопорт писали, что «у нас есть бесспорные сведения о наличии не менее 30 зданий, построенных в Смоленской земле в XII – XIII веках». Также в своей книге они привели сведения о семи, безусловно существующих еще не исследованных архитектурных памятниках древнего Смоленска. Давайте, их перечислим с учетом накопленных к данному моменту новых фактов.

Неисследованные памятники Заднепровья

В Заднепровье, в Садках, возле кладбищенской церкви Гурия, Самона и Авива многими исследователями (например, Иваном Хозеровым), а также Николаем Ворониным и Петром Раппопортом отмечалось возможное наличие в древности каменного храма. «Еще Никифор  Мурзакевич писал, что близ кладбищенской Гурьевской церкви на правом берегу Днепра, на горе, есть следы Крестного монастыря, где подвизался Авраамий Смоленский. Особое внимание ему уделил Семен Писарев. После долгих поисков исследователь нашел у юго-западного угла ограды Гурьевского кладбища майоликовые плитки, сделанные «из черной глины или речного ила». Он отнес их к храму Креста…»

Таким образом, очень вероятно, что в древности в Садках, возле церкви Гурия находился  небольшой каменный храм, и, судя по Житию Авраамия Смоленского, он мог быть построен в 90-х годах XII века. Можно даже гипотетически предположить, храм св. Креста возвела епископская  строительная артель.

В некоторых письменных источниках упоминается и каменная Ильинская церковь, в древности стоявшая в Заднепровском посаде. Существование этого храма кроме письменных источников доказывается наличием в Заднепровье ручья, который называется Ильинский. На опубликованной недавно неизвестной небольшой гравюре 1636 года Виллема Гондиуса по очень точному рисунку военного инженера Иоганна Плейтнера, в восточной части Заднепровья, недалеко от Днепра видны развалины какого-то большого древнего каменного храма. По своим размерам, и насколько можно судить, по архитектуре он сопоставим с церковью Петра и Павла.

Полоцк. Княжеские знаки на постелистой стороне плинфы. Церковь во рву. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси. СПб. 1994. Фото: АиФ / Владимир Марков

Вероятно, это и есть остатки Ильинской церкви. В связи с этим возникает вопрос: могла ли на самом деле Ильинская церковь быть построена Ростиславом Смоленским в 1146 году? Ведь в Никоновской летописи имеется сообщение о том, что в этом году в Смоленске были построены (заложены?) четыре каменных храма «святых страстотерпец Бориса и Глеба, на Смедыне; а во граде святых верховных апостол Петра и Павла, и святого пророка Боговидца Ильи, и святых чудотворец безсребряник Козмы и Демьяна».

Николай Воронин и Петр Раппопорт считали, что это сообщение было ошибочно связано со Смоленском. Но, теперь мы знаем, что какой-то храм, может быть действительно построенный Ростиславом Смоленским стоял в Заднепровье, возле Ильинского ручья. Поэтому сообщение Никоновской летописи выглядит сейчас гораздо более достоверным, тем более что оно могло попасть туда из смоленского летописного свода, составленного в конце XV века. В таком случае можно предположить, что Ростислав Мстиславич Смоленский действительно мог построить в своей столице четыре каменных храма (и реконструировать древний Успенский собор). В Заднепровье это церкви – Петра и Павла и Ильинская. В правобережной части города: на западе – Борисоглебский собор, а на востоке – церковь Козьмы и Демьяна. В таком случае, церковь в Перекопном переулке, возле речки Малой Рачевки, раскопанная в 1955 году Данилой Авдусиным и может являться церковью Козьмы и Демьяна. Впрочем, чтобы это окончательно доказать, сначала необходимо найти и исследовать остатки Ильинской церкви.

Плинфа с известково-цемяночным раствором, хорошо видны крупные угольки, рубеж XII - XIII вв. Троицкий собор. Фото: АиФ / Владимир Марков

Неисследованные памятники правобережной части Смоленска

В правобережной части Смоленска все известные нам неисследованные памятники древнего смоленского зодчества находятся в западной части города. Вначале коснемся древнего архитектурного сооружения, о котором упоминали Иван Хозеров и Иван Белогорцев. Это, вероятно, остатки храма обнаруженного в начале 50-х годов ХХ века «на углу улиц Войкова и Студенческой – в непосредственной близости от Пятницкой башни». Мы уже писали о том, что, вероятно, древней Пятницкой церковью следует считать руины неизвестного храма возведенного, примерно, в 60-х годах XII века, раскопанные в 2013 году на улице Большой Краснофлотской.

В таком случае остатки храма «на углу улиц Войкова и Студенческой» могут быть церковью Николы Полутелого (Полетелого), упоминания о которой имеются в письменных источниках, и которая находилась где-то в этом районе. Именно с этой церковью, вероятно, следует связать и древнее кладбище, найденное рядом во время раскопок в Пятницком конце (на улице Студенческой) в 2008 – 2009 годах. Со слов Семена Писарева и Ивана Орловского, видевших в конце XIX века, вероятно, остатки именно этого храма, Воронин и Раппопорт писали, что «характер фундамента из крупных валунов и трехапсидность позволяют думать, что церковь Николы Полутелого была современницей храмов Петра и Павла и Иоанна Богослова. Появление на прибрежном торге церкви Николы – «покровителя плавающих и путешествующих» - вполне закономерно». Можно с осторожностью предположить, что церкви Пятницы (которая была раскопа в 2013 году) и Николы Полутелого были построены примерно в одно и то же время (в 60-е годы XII века?), а их заказчиком и строителем был князь Роман Ростиславич.

Кованый мастерок XII в. Большой собор Бельчицкого монастыря. Полоцк. Хозеров. Белорусское и смоленское зодчество. Минск. 1994. Фото: АиФ / Владимир Марков

       

Еще одно неизученное сооружение, относящееся к домонгольскому времени находится под тротуаром улицы Большой Краснофлотской, немного восточнее церкви Иоанна Богослова. Нами этот объект уже был описан (см. «Записки историка: княжеский комплекс Романа Ростиславича в Пятницком конце Смоленска (Часть 2)»), вероятно, это остатки каменного княжеского терема.

В верхней части улицы Войкова, при выходе ее на улицу Пржевальского, рядом со старым корпусом СмолГУ, в 1952 году были обнаружены остатки древнего здания. «Уцелел большой кусок стены, сложенный из плинфы на известково-цемяночном растворе, окруженный его россыпью. Плинфы, по словам Ивана Белогорцева, очень близки плинфам древней Воскресенской церкви. Исследователь определил эти остатки как след укрепленного двора князя Ростислава с башней-цитаделью, хотя ни в одном источнике нет никаких сведений о подобном дворе или башне». Интересно, что Федор Модестов доказал, что где-то недалеко от этого места в 1586 году была построена каменная башня Раскат. Причем, по каким-то причинам ее встроили в «большой старый город», возведенный еще Ростиславом Мстиславичем Смоленским в 1134 году.

Клейма на постелистой стороне. Смоленск. Церковь на Б. Краснофлотской и собор на Протоке. Памятники науки и техники. Раппопорт кирпич в Древней Руси. Москва. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Может быть, каменную башню Раскат не построили вновь целиком, а всего лишь перестроили древние каменные проездные ворота, возможно, главные ворота княжеского Пятницкого конца, существовавшие здесь с домонгольского времени? Очевидно, что после строительства в начале XIII века, вероятно, Мстиславом Романовичем Старым Пятницкого острога, проезд из Пятницкого конца на юг, за крепостные валы стал значительно затруднен. По словам Ивана Белогорцева, плинфы каменного сооружения в верхней части улицы Войкова и Воскресенской церкви «очень близки», что может являться свидетельством того, что они строились примерно в одно время, и одним заказчиком. Может быть, этим заказчиком являлся Мстислав Давидович?

И именно он в 20-х годах XIII  века построил главный собор Пятницкого конца – древнюю Воскресенскую церковь и главные парадные каменные ворота Пятницкого конца, образцом для которых могли послужить Золотые ворота Киева? Также, возможно, что именно им были инициированы земляные работы в нижней части современной улицы Войкова и создана сама эта улица, шедшая внутри крепости Ростислава Смоленского, параллельно ее западной стене. Впрочем, пока древний Смоленск изучается редкими наскоками и, в основном, случайными людьми, решение этого вопроса откладывается и дальше на неопределенное время.

Знаки на торцах кирпичей. Смоленск. Собор на Протоке. Памятники науки и техники. Раппопорт кирпич в Древней Руси. Москва. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Напротив Борисоглебского собора, с южной стороны дороги в 1954 году Иваном Белогорцевым была обнаружена «стена, сложенная из плинфы на древнем растворе». В 1973 году в саду дома № 146 был обнаружен развал древней кладки. Судя по формату кирпича это сооружение, могло быть построено в 1220 – 1240 годы. Возможно, это были каменные святые ворота Борисоглебского монастыря.

Имеются сведения и об остатках какого-то древнего сооружения (сооружений?), находящегося на восточном склоне Чуриловского оврага. Вряд ли это остатки храма (храмов?), скорее всего, если там действительно что-то есть, то это могут быть остатки кирпичеобжигательной печи (или печей?). Возможно, нами были перечислены не все объекты, но сведения о других домонгольских архитектурных сооружениях Смоленска пока нельзя считать достаточно достоверными.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах