Какие смоленские экспонаты заставляют вздрогнуть? Как историю обесценивает массовая культура? На эти и другие темы в преддверии 9 Мая мы поговорили с научным сотрудником музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и руководителем исторического театра «Порубежье» Александром Целуевым.
Современное прошлое
Ольга Ефимкина, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Музей в последние годы изменился?
Александр Целуев: Я считаю, что музей должен крепко держаться за традиции, сохранять прошлое, чтобы люди учились на примерах и ошибках своих предков. Мы можем только, используя современные средства, методы, технологии, увеличить степень воздействия. У нас есть новое оборудование, возможность демонстрировать больше экспонатов. В большинстве залов находятся экраны, на которых можно увидеть кадры кинохроники, документальные фильмы о военных событиях, истории вооружения. Для смоленских музеев пока не по карману такие современные технологии, как голографические изображения, но это не так и важно. В семи залах музея экспонируются более двух тысяч подлинных экспонатов, есть экспозиция двора боевой техники. Это серьёзное наследие.
- А посетители меняются?
- К сожалению, дети и молодёжь всё хуже и хуже знают историю. Приходят хорошие, умные ребята, но, к примеру, задаёшь им вопрос: «Кто такой Александр Матросов?», и повисает грустная тишина. Страшно, когда начинают отвечать глупости на вопрос о начале и конце войны. Конечно, о значении Дня Победы сейчас всё-таки знают - праздник широко отмечается на государственном уровне. Но детали и реалии стираются. Плюс плохо сказываются современные тенденции, когда музей воспринимают как учреждение сферы услуг. Многие думают, что поход сюда - это как посещение развлекательного заведения: заплатил деньги и делай что угодно.
И всё-таки после экскурсии я чаще всего вижу в глазах наших гостей заинтересованность и энтузиазм. Хотя бывает и безразличие в основном со стороны столичных школьников - такое ощущение, что их отштамповали по какому-то другому заказу. Стоят, уткнувшись в гаджеты, на лице - скука. К счастью, этого не очень много. И среди смоленских ребят я такого не встречал.
Перчатки из человеческой кожи
- Есть ли экспонаты, которые вы лично для себя выделяете?
- Я бы, безусловно, выделил экспозицию зала оккупации и в ней один экспонат, который наиболее сильно и эмоционально воздействует на посетителей. Это перчатки из человеческой кожи, изготовленные в нацистском лагере. Они наглядно показывают, почему важна была победа и что произошло бы с нами, если бы фашисты победили. У многих мальчишек при их виде сжимаются кулаки. Если правильно подготовить людей к рассказу об этой страшной вещи и показать её в кульминационный момент, экскурсия запоминается навсегда.
Не оставляет равнодушным и флаг, который был водружён над Смоленском 25 сентября 1943 г. Это порванная, выцветшая ткань - ничего помпезного в ней нет. Но, когда видишь фото, сделанное в тот день, а потом сам флаг, понимаешь, что чувствовали люди, узнавшие, что город освобождён.
- Музей находится в историческом здании, построенном к столетию Отечественной войны 1812 г. Рассказываете о нём посетителям?
- Любая экскурсия начинается со знакомства с музеем - мы даём информацию о здании, об архитекторе Николае Запутряеве, о том, что на открытии присутствовал последний российский император Николай II. К сожалению, во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, интерьеры не сохранились. В более-менее уцелевших комнатах, где сейчас находится гардероб и кабинет научных сотрудников, после освобождения города ютились две семьи. Одна из них в подвале держала корову. Сохранился снимок 1944 г. со стоящим около музея стогом сена, которым эту корову кормили.
История вживую
- Многие современные фильмы критикуют за то, что они представляют военные события по «голливудским» лекалам. Как вы к этому относитесь?
- Сейчас очень популярна компьютерная игра «Мир танков». На этой волне появилось несколько фильмов о танкистах. Но кто помнит о нашем земляке, командире танковой роты Дмитрии Шолохове?! Он в одном бою подбил 25 немецких танков и сжёг десять транспортных машин - потрясающий результат. Он стал Героем Советского Союза, в нашем музее хранится его фото и копия наградного листа. Есть удивительные подлинные исторические события и герои, которые никогда, наверное, не будут воспеты в современном кинематографе. Может быть, и слава богу… Показывать такие темы в кино нужно только профессионально и с огромным уважением к истории. Бороться с кинематографической попсой можно и нужно - просто не смотреть её.
- Именно вы занимаетесь таким новым направлением работы музея, как «Уроки живой истории». Для чего они нужны?
- К людям всегда важен индивидуальный подход. Экскурсия для военных - одна, для женской группы - другая, а дети - вообще самая сложная аудитория, потому что нужно постоянно удерживать их внимание. Поэтому мы и придумали интерактивные занятия. Ребята примеряют военную форму, держат в руках оружие разных эпох, узнают, как с ним обращались. Мы не ограничиваемся уроками только по Великой Отечественной войне, затрагиваем Средневековье, Смутное время, армию Петра I. После таких занятий история воспринимается совсем по-другому.
- Как живёт театр «Порубежье»?
- Весело живёт! В этом году отпразднуем своё 20-летие. Учитывая, что мы очень плотно сотрудничаем с нашим музеем, большая часть мероприятий проходит на его территории. К 9 Мая мы готовим интерактивную площадку, которая развернётся во дворе боевой техники, - воссоздадим там улицу Смоленска в 1945 г. В Ночь музеев, 18 мая, такие тематические интерактивные площадки будут работать в музейных залах. А ещё мы решили немного пошалить и сделать юмористический спектакль «Начало легенды» - это фантазия на тему о том, каким мог быть музей в Смоленске тысячу лет назад. В музейную ночь мы всегда стараемся сделать наши выступления оптимистичными и жизнерадостными, без ужасов войны. Я вообще считаю, что «Порубежье» должно, во-первых, показать людям, что история - это интересно, а во-вторых, вселить веру в хорошее. Когда мы публикуем наши фильмы, иногда появляются комментарии, в которых нас упрекают, что нет натуралистичности, кровь не брызжет... Я на это отвечаю, что те, кто хочет увидеть кровь, могут посмотреть «Убить Билла», а мы про другое...