Неизвестным авторам всегда хочется, чтобы о них как-то узнали. Способов немного: можно тиражировать себя в соцсетях, искать спонсора для раскрутки или участвовать в многочисленных творческих конкурсах, которые проводятся и в Смоленске.
Заплатите, и мы вас напечатаем
Как правило, творческие люди часто заглядывают на страницы конкурсов по своему профилю, чтобы найти что-то подходящее для участия. Многим это по-настоящему помогло продвинуться продвинулись. Видимо, именно возможность продвинуться – основной мотив и «товар» нечестных организаторов. По рассказам участников, многие организаторы мало того, что дерут бешеные деньги за участие, так еще и не выполняют условий.
«Я пробую себя в литературе уже довольно давно, с тех пор как еще училась в СмолГУ на филологическом факультете, - рассказывает Галина из Смоленска. - Однажды решила зарегистрироваться на одном из известных сайтов прозы. Как только я там появилась, мне тут же на электронную почту пришло предложение подать свое произведение на соискание премии «Писатель года». Я подумала и решила: почему бы и нет? Отправила, а дня через три мне ответили, что я могу претендовать на эту премию. Но радость моя была недолгой. Когда внимательно прочитала условия участия, то насторожилась. Во-первых, хоть все и звучало красиво: «Дом писателя», «Министр культуры», «День поэзии», но ни о каком поощрении, кроме диплома, – ни слова. Дальше – больше. Для того чтобы участвовать во втором этапе, необходимо напечататься в альманахе, а публикацию оплачивает автор. Когда я узнала о стоимости участия, то схватилась за голову. Таких денег у меня, студентки, и в помине не было».
- Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, тираж вашего альманаха?Мы решили проверить на себе, насколько реально принять участие в подобных конкурсах. Корреспондент «АиФ-Смоленск» разместил на нужном сайте текст. Действительно, пришло письмо, о котором нам рассказывала Галина. Мы позвонили по указанному номеру, чтобы узнать о стоимости и подробностях. Приводим весь разговор.
- (Пауза.) Я не могу ответить на этот вопрос.
- А по каким книжным магазинам и библиотекам будет распространяться альманах, если правда то, что указано в вашем письме?
- Да, будет распространяться. Но где – информация закрытая.
- А если я не хочу печататься в альманахе, но хочу поучаствовать?
- Это невозможно.
- Почему?
- Это условие Большого жюри.
- А почему Большое жюри не может принять текст в электронном виде?
- У них нет возможности читать с компьютера.
- А распечатать?
- У нас нет такой технической возможности.
- Очень интересно. Неужели в вашем издательстве нет компьютеров?
- (Пауза.) Есть. (Пауза.) Но это условие Большого жюри.
- А какова стоимость публикации?
- 800 рублей страница.
Изучив состав Большого жюри, корреспондент «АиФ-Смоленск» увидел человека, с которым давно знаком по переписке. Он - действительно известный поэт, писатель и публицист. После вопроса, что ему известно об этой премии, выяснилось, что членам жюри по электронной почте отправляют произведения и они выставляют оценку. О том, что надо публиковаться, они вообще не в курсе.
А теперь давайте прикинем, сколько заработает издательство на тщеславии авторов. Допустим, у нас произведение на 200 страниц. После нетрудных подсчетов получаем 160000 рублей, притом, что объем произведений не ограничен. А ведь это не один человек и не одно произведение.
Почем русалка?
«Когда я только начинал заниматься фотографией, то участвовал в различных фотоконкурсах. Их было великое множество, но ни один из них не гарантировал продвижение моего имени, - рассказывает смоленский фотограф Георгий. - Однажды я наткнулся на конкурс, обещавший опубликовать работы победителей в ряде глянцевых журналов, известных не только в России, но и за рубежом. Необходимо было только оплатить участие. Мол, они сами создадут мое портфолио, нужно только выслать фото в электронном виде. Но на печать нужны деньги. Учитывая стоимость печати в Смоленске, я прикинул, насколько дороже будет в Москве, но цена, названная организаторами, просто поразила меня. За одну фотографию нужно было выложить 450 рублей, а количество не ограничено. Хорошенько подумав, я понял, что меня хотят обмануть».
Также смоляне рассказывают об участии в конкурсах детской песни, где с родителей требовали выслать фонограмму, которую специальным образом обработают, и за это тоже нужно заплатить немалые деньги.
Требуйте расписку!
«Тем, кто участвует в подобных конкурсах, следует требовать расписку или чек об уплате, - советует Вадим Гавриленков, юрист, сотрудник Смоленского областного суда. - Необходимо также проконтролировать исполнение услуг, которые оказывают организаторы конкурса. Каждый участник вправе затребовать доказательства состоятельности конкурса и узнать, на что пошли его деньги. Надо насторожиться, если вас просят выслать деньги на счет в банке и не ставят в известность, кому он принадлежит. Еще более внимательным надо быть, если просят перевести деньги через интернет. И, кстати, если нет призового фонда, то нецелесообразно требовать деньги с участника. Помните об этом».
«Мне, как человеку в определенной степени бывалому, эта ситуация отлично знакома, - рассказывает Вячеслав Иванов, поэт, организатор смоленских литературных мероприятий. - Ни один хоть сколько-нибудь уважаемый литературный (музыкальный, художественный) конкурс не может быть платным. Если из вас пытаются выудить определенную сумму (не важно, под каким предлогом: регистрационный ли это сбор или деньги на издание какой-то сомнительной книги для Большого жюри), то смело можете отправить подобное предложение в топку. Уверяю, вы ничего не потеряете. Вас просто довольно искусно пытаются обмануть, сыграв на вашем тщеславии и неопытности».