Сычевка, один из самых удаленных от Смоленска райцентров области, находится практически на границе с Тверской областью, совсем недалеко от истоков великой славянской реки Днепр. Неудивительно, что именно в этих местах сохранились истоки православной религии в том виде, в котором она существовала до реформ патриарха Никона в XVII веке.
Признаться, мы ехали в Сычевку с определенным трепетом: не каждый день перед тобой маячит перспектива прикоснутся к чему-то по-настоящему древнему, существующему в неизменной форме со времен образования объединенного древнерусского государства.
Храм Сергия Радонежского
Синий деревянный храм преподобного Сергия Радонежского стоит почти на окраине Сычевки на холме, продуваемом всеми ветрами. Он считается центром православного старообрядчества в Смоленской области. Дело в том, что именно на этой территории с древних времен жило много старообрядцев. Окрестные земли даже имели даже свое название «бехтеевщина», по имени ныне существующего села Бехтеево в северо-западной части Сычевского района. В энциклопедиях советского периода его определяют как «центр учения раскольников».
- На этой территории до войны было много старообрядческих храмов, за годы безбожия почти все они были разрушены, - рассказывает настоятель церкви отец Аркадий (Кутузов). – Все, что сохранилось у людей, было перенесено в этот храм, строительство которого началось в 1980, а освятили его лишь в 1994 году.
Под сводами деревянного храма холодно практически также, как и на улице. Его обогревают с помощью печки и тепловой пушки в основном на время богослужений. В обстановке чувствуется дух аскетизма, практически нигде нет позолоты, лики святых суровы.
- Все иконы для церкви выполнены в старой традиции, которая была характерна для иконописных школ дораскольного периода, - говорит отец Аркадий. – Все изображения двухмерные, не объемные.
Богослужения в храме проходят по выходным и всем православным праздникам. На крупные праздники в церкви собирается до 100-150 прихожан, хотя для Сычевки, как и для многих других малых городов России, характерна банальная нехватка населения. Несмотря на то, что по происхождению здесь старообрядцем можно назвать почти каждого второго, количество прихожан не растет.
- Молодежь из Сычевки уезжает, семьи все чаще смешанные, например, если супруг старообрядец, то его жена уже новообрядка, - говорит отец Аркадий. – Если бы в городе не было электродного и молочного заводов, то его и городом сложно было бы назвать.
Как оказывается, центр православного старообрядчества находится в Москве, в так называемом Рогожском поселке, есть там и свой митрополит Московский и Всея Руси - Корнилий.
Толерантная религия
Во время разговора с отцом Аркадием невозможно было обойти вопрос об отношении старообрядцев с представителями РПЦ. Выяснилось, что никаких проблем в ежедневном общении между ними не возникает. В городе существуют два православных храма, относящихся к Смоленской епархии, и священники общаются друг с другом вполне дружелюбно.
- Полтора года назад, когда у меня дома случился пожар, мне помогали всем миром, несмотря на то, что мы не молимся вместе, - рассказывает отец Аркадий. – По сути, все мы православные, у нас те же праздники и дни почтения. Многие называют нас «раскольниками», но это не верно. Просто мы – источники той традиции, которой придерживаются большинство русских людей.
На Дальнем Востоке и в Сибири люди более замкнутые и строгие, а здесь все спокойнее, народ мирно живет. Мы пытаемся сохранить старообрядчество, но не делаем этого агрессивно, как это иногда позволяют себе представители других религий
По словам отца Аркадия ситуация в Смоленской области достаточно уникальная: здесь толерантные люди.
- На Дальнем Востоке и в Сибири ситуация несколько другая: люди более замкнутые и строгие, я там прослужил 10 лет и хорошо знаю местные устои, а здесь все спокойнее, народ мирно живет, - считает отец Аркадий. – Мы пытаемся сохранить старообрядчество, но не делаем этого агрессивно, как это иногда позволяют себе представители других религий.
Преломление догм
Как оказывается, сам настоятель храма отец Аркадий, изначально старообрядцем не был. Он серьезно занимался музыкой, учился в институте культуры, служил в армии, учился в ПТУ на сварщика, посещал православную церковь, даже хотел стать монахом, но женился. На своем духовном пути он встретил человека, который познакомил его со старообрядчеством, и какой-то момент в его душе произошел коренной перелом.
- Я понял, что нужно исповедовать именно изначальную религию, которая существовала гораздо раньше раскола и всех изменений, - вспоминает отец Аркадий. – То, что сохранялось много веков, является самым ценным.
Разговор зашел о патриархе Никоне, царе Алексее Михайловиче и их влиянии на развитие православия на территории России.
СМИ, рассказывая о старообрядцах, часто сбиваются к образу своеобразного этнического гетто, которое живет по своим особым укладам, обособленно, и никого в свой закрытый мир не пускает. На самом деле мы просто живем по тем законам, по которым сотни лет назад жили наши предки, мы верим в Бога так, как это было заведено испокон веков, не привнося во все это кардинальных изменений
- У патриарха Никона было желание унифицировать российское и греческое православие, потому что греческая церковь являлась родоначальницей православия в России. Греки этот факт сильно эксплуатировали, постоянно приезжали за подарками, просили денег на выкуп своих священников из турецкого плена, – рассказывает отец Аркадий. – Все богослужебные книги переделывались на греческий манер.
Отец Аркадий считает, что этот раскол стал большим испытанием для всех, и, если бы его не было, то. Наверное, в России было меньше исторических потрясений.
- Часто, когда журналисты хотят написать что-то о старообрядцах, то в своих статьях они сбиваются к образу своеобразного этнического гетто, которое живет по своим особым укладам, обособленно, и никого в свой закрытый мир не пускает, – рассуждает отец Аркадий. – И относиться к старообрядцам так точно не стоит. На самом деле мы просто живем по тем законам, по которым сотни лет назад жили наши предки, мы верим в Бога так, как это было заведено испокон веков, не привнося во все это кардинальных изменений.