Смоленск, 24 декабря - АиФ-Смоленск. Как относится к «закону Димы Яковлева», смоленский взгляд.
За и против
В середине декабря во втором чтении Госдума единодушно приняла так называемый «закон Димы Яковлева» (так звали одного из детей, погибших у приемных родителей в Америке,- прим. АиФ), который запрещает усыновление российских детей американцами. Этот закон появился вскоре после того, как американский президент Барак Обама подписал закон о «списке Магнитского», который запрещает въезд на территорию США россиян, которых подозревают в нарушении прав человека. Это постановление вызвало широкий резонанс в обществе и разделило его на сторонников и противников международного усыновления. В Москве даже собрали 100 тысяч подписей противников этого акта.
На большой пресс-конференции Владимира Путина на прошлой неделе президент высказал свое мнение по этому поводу, подчеркнув, что большинство усыновителей в Америке – это добрые и порядочные люди, но институт приемных семей нужно развивать в России.
- Нужно развивать это направление деятельности внутри страны, снимать бюрократические барьеры, поддерживать еще больше семьи, которые берут детей, - подчеркнул президент.
За несколько дней до этого российский МИД прокомментировал сложившуюся ситуацию.
- Я считаю, что это неправильно. Международное усыновление, как институт имеет право на существование, - заявил министр иностранных дел Сергей Лавров. – Главное, делать так, чтобы оно осуществлялось цивилизованно.
Написал о происходящем и американский посол в России Майкл Макфол. Он высказал свое мнение в «Твиттере».
- Мы сожалеем о результатах голосования в Думе, - написал в микроблоге Макфол.
Яркую позицию по поводу нового закона занял председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, член Высшего церковного совета епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов). Он призвал не смешивать усыновление с политикой.
- В принципе, бесконтрольно отдавать наших детей на чужбину, отрывать их от национальных и религиозных корней неправильно, но пока у нас не созданы условия для достойного воспитания детей в замещающих семьях, - говорит епископ Пантелеимон в интервью на портале Милосердие. – При принятии такого закона нужно исходить не из каких-то скандальных историй, не из правил дипломатии или политической конъюнктуры, а из интересов детей.
Свои и чужие
Для большинства простых смолян тема международного усыновления достаточно далека и, в принципе, неизвестна. При этом дети из Смоленска и области регулярно уезжают за границу.
- Мне кажется, что депутаты поторопились с таким решением. В отличие от нас иностранцы не боятся усыновлять больных детей, которых уже отчаялись пристроить в российскую семью, - говорит Наталья Лобанова, автор передачи «Я жду тебя, мама» на смоленском телевидении. – Каждую неделю мы снимаем программу про детей-сирот, в тяжелых случаях работники детдомов уповают только на иностранцев. К тому же смоляне неохотно берут детей других национальностей, например, цыганят. В любом детдоме вам покажут целую фотогалерею детей, которые счастливо живут за рубежом, в частности в Америке. Помню, мы рассказывали историю про девочку Сашу, которая хотела статью юристом и защищать права детей-сирот. В России у нее не было шансов, но ее удочерили в Америку и сейчас там она осуществляет свою мечту.
Прошедшим летом мы рассказывали читателям «АиФ-Смоленск» историю о том, как в Смоленск приезжали две американки Ириана и Дебби Стимак. 16 лет назад Дебби удочерила Ириану (она зовет ее просто Ира) и ее сестру Нину из смоленских детдомов. Спустя много лет они вернулись в Россию, чтобы вспомнить все и найти русские корни теперь совсем американской девушки. В тот приезд ей удалось отыскать отца и одного из братьев Иры.
Через три месяца Ира снова приехала в Смоленск и отыскала своего второго брата.
- Я счастлива, что мне удалось отыскать всех моих родственников, побывать в деревне, где жили мои родители, - вспоминает Ира. – Несмотря на то, что теперь я живу в Америке, долго чувствовала какую-то недосказанность, ощущала, что часть меня отсутствует. Теперь я счастлива, что обрела Россию. Я буду регулярно сюда проезжать.
К слову сказать, эта история не единственная. По словам Натальи Лобановой, иностранные усыновители регулярно привозят своих детей на ностальгическую «экскурсию» в Смоленск, хотя совершенно не обязаны этого делать.
Сложный шаг
Когда в России начались дебаты по поводу «закона Димы Яковлева», мы обратились к нашим американским героям и спросили, как они относятся к таким «инновациям» в нашем законодательстве, и как процесс усыновления проходил у них.
- Я не знала, что в России запрещают усыновление сирот американцами. Мне больно это слышать, потому что мы очень любим наших драгоценных девочек, которые принесли радость в нашу жизнь, - говорит приемная мать Ирианы Дебби Стимак. - Когда я удочеряла девочек из России 16 лет назад, это был долгий, сложный и дорогостоящий процесс. Прежде всего, мы получили информацию о международном усыновлении, потом прошли соответствующие курсы в компании, занимающейся усыновление. Мы выбрали компанию в Мичигане, которая специализировалась на усыновлении детей из России. Мы планировали удочерить девочек летом 1995 года, но в то время в России действовал мораторий на международное усыновление, поэтому нам удалось это сделать лишь в апреле 1996 года. Нам с мужем повезло, что наше агентство по усыновлению первый год очень помогало нам с девочками, нам было к кому обратиться за советом.
Сама Ира очень рада, что ее с сестрой удочерили в Россию.
- Я знакома со многими детьми, которых взяли в семьи из России. Это усыновление дало им второй шанс. Мне пришлось посетить Россию, чтобы понять, что удочерение для меня оказалось настоящим счастьем, - говорит Ириана Стимак. - Я своими глазами увидела, как тяжело жить в России, и теперь я еще больше ценю все то, что дали мне мои американские родители. Я надеюсь, что запрет на усыновление отменят, потому что в будущем я сама хочу взять ребенка из России.
«Ранчо для детей»
Для многих остается непонятным, откуда взялся «закон Димы Яковлева», и каковы были его предпосылки. Как сообщает американский новостной портал ABC News, с момента развала СССР в США было усыновлено более 60 тысяч российских детей. Известно 19 случаев смерти усыновленных детей, на которые указывают российские правозащитники. Эти случаи связывают с так называемым «ранчо для детей» в городе Юрика, штат Монтана, которое российский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов назвал «помойкой для ненужных детей». Прошлым летом его не пустили туда, чтобы навестить там российских детей.
Как говорится на сайте ранчо, оно было организовано для того, чтобы «позаботится о детях, которые испытывают трудности в приемных семьях». Американские родители отдают их туда, если не могут справиться с ними. При этом о ранчо говорят и много негативного. Оказывается, в свое время на этом ранчо жила и наша героиня Ириана, она с ужасом вспоминает о нескольких месяцах, проведенных там.
- Я провела там четыре месяца, и рада, что кто-то хочет его закрыть, потому что не хочу, чтобы международное усыновление прекратилось из-за этого, - вспоминает Ира. - Мое пребывание там было более чем ужасно, нас пытали.
По словам Иры, несмотря на то, что ее история закончилась хорошо, на этом пути было много трудностей. В какой-то момент у ее приемных родителей сдали нервы и ее отправили на ранчо, потратив на это деньги, отложенные на колледж. Пребывание там стоит около четырех тысяч долларов в месяц. К счастью, ее приемные родители быстро опомнились и забрали ее обратно. Правда, об этом вспоминать Дебби не хочет.
- Я слышала рассказ о том, как родители плохо относятся к приемным детям и даже жестоко избивают их с тяжелыми последствиями. Такие трагические случаи нужно предотвращать, но положительных примеров счастливых семей, которые благодарны за возможность взять приемных детей, гораздо больше, - говорит Дебби Стимак. - Я понимаю, что россиянам горько слышать о тех несчастьях, которые происходят с детьми в приемных семьях. Слава Богу, ни со мной, ни с моими знакомыми, такого не случалось. Мне кажется, США несут полную ответственность за подготовку семей, желающих взять себе ребенка из другой страны. Местные агентства по усыновлению должны следить за приемными родителями, чтобы убедиться, что дети находятся в безопасности и счастливы.
Борьба за счастье
Сами американцы считают, что наилучший вариант – это усыновление в родной стране, но если нет такой возможности, то не стоит отказываться от заграницы. Однако, с приемными родителями следует проводить серьезную подготовительную работу, чтобы понять, насколько они готовы к этому.
- Конечно, лучше всего, чтобы детей усыновляли в их родной стране, но когда это невозможно или маловероятно, мне кажется, международное усыновление – это хороший выход. Этим летом мы с дочерью посетили несколько детских домов в России, где она была, и мне кажется, что за детьми там хорошо присматривают, но с полноценной семьей это не сравнить. Важно, чтобы дети росли с родителями, которые их любят, и которые останутся их семьей даже тогда, когда дети повзрослеют, - считает Дебби Стимак. - Мне кажется, процесс усыновления должен быть сложным, потому что растить детей непросто, а растить приемных детей вдвойне сложнее. Необходимо тщательно проверять семьи, желающие взять приемных детей, чтобы выяснить, насколько они готовы взять детей, и насколько они готовы к тому, что их решение потребует от них в будущем.
- Все приюты очень разные, многое зависит от персонала и финансирования, - говорит Ира. – Конечно, лучше воспитывать детей в России, но брошенных детей очень много, а приютов слишком мало.
Снимите розовые очки!
Для трезвой оценки процесса американского усыновления стоит взвесить все за и против.
- Я очень рада, что мы удочерили наших детей. Признаюсь, все было непросто, сейчас я горда тем, что могу назвать нас с мужем родителями наших девочек, которые выросли и превратились в добрых и чутких девушек, - говорит Дебби. – Растить детей всегда нелегко, неважно, свои они или приемные.
- У американцев часто бывают слишком радужные представления об усыновлении, они уверены, что ребенок будет хорошо учиться, успешно заниматься спортом, будет красивым, а главное – будет любить их всем сердцем, - говорит Ира. - С такими надеждами у ребенка просто нет шанса. Я провела в детском доме пять лет и поэтому у меня были проблемы с психикой. Родители хотели, чтобы я любила их. Но я просто не могла этого делать из-за синдрома нарушенной привязанности (когда ребенок не может выстаивать нормальные отношения с приемными родителями. – прим. АиФ), который развился за годы жизни в приюте. Ребята, которых я знаю, боролись с такой же проблемой, а у некоторых еще были проблемы и из-за так называемого «алкогольного синдрома плода (известного еще как синдром «пьяного зачатия», который проявляется у детей матерей-алкоголичек, - прим. АиФ). Когда таких детей привозят в Америку и обнаруживается, что они не могут вести себя нормально, быть терпеливыми и внимательными, как от них этого ожидают. Родители отказываются от них. Сначала это был ангелок, а потом он начинает биться головой о стену и его невозможно остановить. Я понимаю, почему происходят все эти ужасные истории, о которых так много говорят. Американцы хотят идеальных детей – вот и все! Когда они не получают их, то происходят порой ужасные вещи. Неприятно такое говорить, но это правда.
Кстати
Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов, который поддерживает запрет усыновления, говорит о том, что в России с этим процессом все тоже очень непросто.
- Я абсолютно уверен, что мы сможем решить поставленную задачу по поддержке родной семьи и созданию приемных семей для тех, кто нуждается, в течение нескольких лет. Если всем миром отбросим споры, рассуждения, спекуляции и действительно начнем решать проблемы детей-сирот в России, нужно нещадно бороться с фактами коррупции в сфере усыновления, - говорится на официальном сайте Павла Астахова. -Задача - не упрощать порядок передачи ребенка в приемную семью, а сделать его прозрачным, четким, ясным. Нам надо не кормить коммунальное хозяйство детских домов, а поддерживать семьи с детьми, стимулировать усыновление сирот российскими семьями.
Смотрите также:
- Веселая дюжина. Вырастив 5 своих детей, смоленская семья взяла 7 приемных →
- Заметки киносноба. «Гадкий я 2»: доставка в детство →
- Смоленская американка в поисках потерянного дома →