Смоленск, 30 мая - АиФ-Смоленск. Фразу Чехова о том, что делает в финале пьесы ружье, повешенное на сцене в ее начале, знают все. Но что, если ружье или любое другое оружие не висит на сцене, а хранится в квартире, а то и в кармане простого обывателя? Как узнать, при каких обстоятельствах оно выстрелит, и как определить, кто из нас готов нажать на курок, когда на прицеле ни в чем не повинный человек? Об этом вместе с экспертами рассуждает корреспондент «АиФ - Смоленск».
Дорогой Раскольникова
Еще несколько месяцев назад случаи, когда обычные на вид люди, долгие годы ведшие добропорядочную жизнь, приходили в школы или кинотеатры, чтобы убивать, казались далекими - думалось, мол, нечем заняться «забугорным» гражданам, вот они и придумывают себе «расстрельную» идею, а потом реализуют ее на практике. Однако кошмар массовых убийств был вовсе не так далек. В апреле огонь по прохожим открыл «белгородский стрелок» Сергей Помазун. «Я не в детей стрелял, я в ад стрелял», - миллионы россиян ужаснула эта его фраза, облетевшая всю страну в считанные часы.
Не прошло и месяца, как на майских праздниках Роман Ермаков из Дорогобужа снова взбудоражил всю Россию. Из-за мешавшего ему дыма от костра молодой человек застрелил соседей – пенсионерку и ее сына. Для его поимки полицейским, как и в случае с Помазуном, пришлось проводить спецоперацию. «Дожали» Ермакова в болоте. Сдаваться вооруженный преступник отказался, более того - оказал сопротивление. Поэтому взять его живым не удалось. Так что, какой такой «ад» 25-летний юноша увидел на соседском приусадебном участке, мы уже не узнаем.
Читайте также: | |
---|---|
Смоленский стрелок ликвидирован |
И как тут не вспомнить старого, но не очень доброго Родиона Раскольникова? Как узнать, какие еще истеричные или «наполеоновские» идеи могут таиться в головах тех, кто живет рядом? Как в руки неуравновешенных людей попадает оружие и не пора ли и нам вооружаться, чтобы защитить себя и свою семью?
«Разрешители» против разрушителей
Какое же огнестрельное оружие гражданское население может носить на законных основаниях? Согласно документам это огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия; газовое оружие; электрошоковые устройства, охотничье и сигнальное оружие.
Заботится государство и о том, чтобы эти виды оружия оказались в надежных руках. «В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оружии», - рассказывает начальник Центра лицензионно-разрешительной работы УМВД России по Смоленской области Николай Костинский, - для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией».
Читайте также: | |
---|---|
Топ Ган по-смоленски |
Однако, как показывает практика, обойти все эти сложные процедуры преступникам все-таки удается - и белгородский, и смоленский стрелки убивали из стволов, на которые не имели лицензии.
Откуда в руках современных раскольниковых берутся эти «левые» стволы - уже отдельный вопрос, лежащий вне компетенции тех, кто выдает лицензии гражданам, желающим владеть оружием на законных основаниях.
Ад в голове
- Для меня очень важна возможность владеть травматическим оружием - я всегда могу защитить себя и своих близких. Наше законодательство обязывает в случае, если все-таки пришлось открыть огонь, оказать пострадавшему помощь, вызвать «скорую» и полицию. Но до этого дойдет только в крайнем случае – я не стану нападать первым. Но сказать этого о других людях я не могу. Есть вопиющие случаи, когда, купив травматическое оружие, начинают палить направо и налево. Дело доходит до того, что мужчины стреляют в не захотевшую познакомиться девушку! Я очень боюсь, что из-за таких случаев запретят «травматику».
Не знаю, как в других городах, но у нас, чтобы человек получил лицензию на ношение оружия, он должен пройти целую систему проверок. Самый строгий контроль - это полицейские-«разрешители». Когда люди сдают зачеты у нас в тире, сидящий рядом со мной полицейский проверяет каждую справку, задает кучу вопросов. И если ему что-то не понравится, он может отказать при малейшем сомнении.
Однако настоящие убийцы, как правило, стреляют не из оружия, на которое получили лицензию. И вот именно для того, чтобы обороняться от них, мне и нужна моя «травматика». Наши политики видят жизнь из машины с персональным водителем, они не ходят вечером с женой и ребенком по улицам, на них вряд ли кидаются бродячие собаки, поэтому для них запрет - это тема, которая поднимает их рейтинг. Но ведь жить в этом не очень ласковом мире нужно нам.
Мнение специалиста
Клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета Светлана Качалова
- Проявление подобной агрессии антисоциально и является патологией. Факторы ее возникновения могут быть разными - как внутренними (врожденными), так и внешними (приобретенными в процессе жизни). Во-первых, агрессию могут обусловливать врожденные, эндогенные механизмы. Это психопатизация, которая передается по наследству и к тому же может быть подкреплена воспитанием. Она может стать почвой для поступка, но, чтобы человек пошел на убийство, нужно, чтобы сработали некие пусковые механизмы. Что сыграет роль внутренних побудителей – мы вряд ли можем предугадать. Стоит отметить, что последние случаи массовых убийств произошли весной, когда кора головного мозга особенно активна. Во-вторых, агрессивное поведение человека могут объяснять внешние (экзогенные) факторы, но они, чтобы потом вылиться в массовое убийство, как правило, должны накапливаться очень долго. Чаще всего их роль играют психотравмы – например, если человек сам претерпел жестокое обращение или видел сцену насилия. Если такая травма есть, то малейшее оскорбление или косо брошенный взгляд может вызвать взрыв. При выдаче лицензии на оружие выявить потенциально опасных психически нестабильных людей можно, но только в том случае, если психолог или психиатр, которые будут проводить освидетельствование, отнесутся к своим задачам максимально ответственно, а коррупционная составляющая при такой важной процедуре, как получение лицензии на оружие, будет полностью исключена.
Справка
За последние три года территории Смоленской области на приобретение различных видов оружия выдано следующее количество лицензий.
В 2010 году - на приобретение охотничьего гладкоствольного оружия – 2450; на приобретение оружия самообороны - 1910; на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом – 607 лицензий.
В 2011 году - на приобретение охотничьего гладкоствольного оружия – 2266; на приобретение оружия самообороны - 1527; на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом – 619 лицензий.
В 2012 году - на приобретение охотничьего гладкоствольного оружия – 1786; на приобретение оружия самообороны - 909; на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом – 519 лицензий.