Туристический бутерброд
Чтобы наглядно представить, что такое туризм и из чего он складывается, давайте мысленно перенесемся в какой-нибудь крупный туристический центр, сопоставимый по размерам и возрасту со Смоленском, например, в итальянскую Верону.
Что мы знаем про Верону? На первый взгляд - ничего, но если призадуматься, то на ум сразу придут Ромео и Джульетта. «Да, да, да, - скажете вы. - Иногда по телику балкончик Джульетты показывают». Однако если присмотреться, то можно увидеть, что в этом городе с тысячелетней историей есть и дом Ромео, и гробница Джульетты, и крепостные стены, и башни, и древнеримский амфитеатр, и арки, и соборы, и многое другое.
По достопримечательностям походили, в ресторанчике посидели, в гостинице отдохнули. Впечатлений море, и отпуск удался. А все началось с Ромео и Джульетты, которых вообще в природе никогда не было. Просто гений Шекспира творил не только бессмертную литературную классику, но и вековечный пиар. Ведь в Верону ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Из всего вышеперечисленного можно выбрать основные составляющие для успешного развития туризма: история, пища, кров и реклама. Вот такой бутерброд получается. Теперь спрашивается: а чем Смоленск хуже?
«Стена» и все-все-все
Только откровенно невежественные люди могут сказать, что Смоленск не интересен с исторической и познавательной точки зрения. И действительно, чего смотреть в более чем тысячелетнем городе, западном форпосте России, где практически каждая пядь земли претендует на право быть зачисленной в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО? Ну, стоит какая-то самая длинная в Европе крепостная стена, есть один из самых крупных и древних соборов на европейской территории России. Плевать, что Смоленск - единственный город в нашей стране, где сохранились сразу три памятника домонгольской эпохи - это церкви XII века. Смотреть тут действительно нечего.
При всем этом сама история Смоленска со всеми войнами, свидетелем которых он стал, - это настоящий исторический боевик, практически никак не эксплуатирующийся. Приятным исключением в этом плане стал министр культуры России Владимир Мединский, в начале этого года выпустивший в свет приключенческий роман «Стена». Книжка, не претендуя на историческую точность, популярно и увлекательно повествует о событиях 1609 - 1611 годов в Смоленске и, признаться, заряжает историческим оптимизмом. Сам автор, презентуя ее в Смоленске, признался, что Голливуду таких сюжетов еще поискать. Жаль, что никто в Голливуде про Смоленск не слышал.
Недопоедание
Прошли те времена, когда в Смоленске с трудом можно было найти кафешку или ресторанчик, чтобы перекусить.
- Нам здесь нравится, много истории, интересная архитектура, - говорят прогуливающиеся по Блонье американцы Том и Джон. - Много кафе, где можно вкусно и дешево поесть. Мы обязательно посоветуем Смоленск своим друзьям.
Можно соглашаться с ребятами или не соглашаться, но кафешек в историческом центре вполне хватает. Ни один турист, как рассказывают экскурсоводы, за последние годы не обиделся, что поесть ему негде.
- Радует, что в последнее время стирается разница между Смоленском и Москвой, - говорит археолог из Москвы Тамара Пушкина, которая уже более 40 лет исследует Гнездовские курганы. - Теперь и здесь много мест, где можно хорошо отдохнуть и недорого поесть.
Разруха в головах
От смоленских чиновников очень часто можно услышать фразу: мол, «гостиниц в Смоленске не хватает». Если рассмотреть этот вопрос внимательнее, то это утверждение легко разбивается в пух и прах. Может быть, турагентств, которые серьезно занимаются въездным туризмом, у нас всего два, но гостиниц вполне достаточно. Гостиница «Россия» - 300 мест, отель «Новый» - 100, «Центральная» - 120, «Семь холмов» - 80, «Смена» - 120, «Кристина» - 60, «Патриот» - 100, «Держава» - 60, мотель «Феникс» - 120. Уже больше тысячи, и это не считая пансионата «Красный Бор», профилактория «Кристалл», хостела и ряда мини-гостиниц в центре города.
- Даже если сейчас поток туристов резко увеличится в два - три раза, гостиниц все равно хватит, - считает директор одного из смоленских турагентств Ирина Смирнова. - Туристы сюда приезжают, как правило, на пару дней. После многочасового похода по достопримечательностям им бы отдохнуть, выспаться и денег за это не переплачивать.
Это мнение разделяет и владелец первого в Смоленске хостела Евгений Новиков, который верит, что туризм - это перспективная отрасль для развития бизнеса. В этом году он не побоялся вложить деньги в бюджетную гостиницу популярного в Европе типа. Койко-место в его хостеле стоит всего 500 рублей. Согласитесь, бюджетней некуда.
- Я беседовал с постояльцем из Ярославля, он мне сказал, что у них все время какое-то движение - конгрессы, съезды и тому подобные объединяющие людей мероприятия. Один человек приехал, ему понравилось, рассказал друзьям, так и пошла геометрическая прогрессия, - говорит Евгений Новиков. - В Индии, в Раджистане, я объехал восемь городов XVII - XVIII веков. Постройкам там лет по 350, но сколько туристов! Со всего мира едут фоткать. Нашей стене больше 400 лет, разве мы хуже?
В разговоре Евгений обращает внимание на интересный факт: до весны этого года ни одной смоленской гостиницы не было на международных порталах типа booking.com или expedia.com, где сейчас бронирует гостиницы весь мир. А теперь попробуйте поискать смоленские гостиницы в поисковике...
Реклама - двигатель туризма
Вроде бы все составляющие качественного туризма у нас есть, но про нас все равно никто не знает.
- К сожалению, Смоленск - это белое пятно на карте России, про нас никто не знает. Нас спасет только очень много рекламы по федеральным каналам. Вот в Сочи люди валом валят, хотя там дороже, чем в той же Турции, - говорит Ирина Смирнова. - Мы «сидим» на минской трассе, по которой вся Европа в Россию въезжает, но кроме маленького указателя «Смоленск», там нет ни одной таблички, что здесь есть что-то интересное. Десяток билбордов на подъезде к городу с фотографиями достопримечательностей - и ситуация была бы совершенно другой.
Глас свыше
- Чтобы развивать туризм, нужно вкладывать деньги, а денег нет, - лаконично высказался по поводу этой отрасли на недавней встрече с блогерами губернатор Алексей Островский. Заметив, однако, что смоленские чиновники зачастую сами ставят палки в колеса тем инвесторам, которые осмеливаются прийти на смоленскую землю. С такими чиновниками глава региона пообещал бороться, а для туристов построить горнолыжный курорт в Кардымовском районе.
Со словами Алексея Островского трудно поспорить, безденежье - вечная проблема нашего региона. Однако вспоминается интересная реплика одного туриста-москвича, который осмотрел остатки крепостного рва у крепостной стены на Дзержинке и сказал, что все это неплохо бы хорошенько почистить, людям на этом можно дать подзаработать. А иначе у нас сплошная «беззаработица» получается.
Потерянный рай
По словам директора турагентства Ирины Смирновой, питерцы старшего поколения, приезжающие в Смоленск, называют его потерянным раем. Если на рубеже 1990-х в Смоленскую область приезжало более 100 тысяч туристов ежегодно, из них более 45 тысяч иностранцев (не белорусов. - Прим. «АиФ»), то в этом году, по подсчетам туроператоров, эта цифра вместе со всеми рыбаками из соседних регионов еле-еле дотягивает до 15 тысяч человек. Прошло каких-то 12 лет - и Смоленск почти полностью выпал из народной памяти. Хотя спасти ситуацию и прокачать бюджет дополнительной статьей еще не поздно. Было бы желание.