Вот уже несколько месяцев жители частного сектора на улицах Тимирязева и Зеленый Ручей получают квитанции на оплату за вывоз ТБО, в которых не указывается ни Ф.И.О. плательщика, ни общая площадь, ни количество прописанных жильцов. По этой причине многие отказываются оплачивать данную услугу. Является ли такой платежный документ действительно документом? Есть ли в нем нарушения?
В департаменте по тарифной политике это обстоятельство объяснили тем, что «в платежном документе указан лицевой счет плательщика. То, что не прописана фамилия (с целью соблюдения конфиденциальности), это никаким образом не освобождает от оплаты жилищно-коммунальной услуги».
Так и должно быть?
Правомерно ли не указывать фамилию плательщика и каким требованиям должно соответствовать содержание платежного документа? Об этом SMOL.AIF.RU рассказал руководитель «Ассоциации независимых юристов Смоленска» Олег Рабушенко:
«Требования к содержанию платежного документа в области ЖКХ установлены пунктом 69 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила). Нормативно закреплено, что в платежном документе должны указываться:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в интернете;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Данные требования являются обязательными для всех исполнителей коммунальных услуг. Поэтому можно говорить о том, что выставляемые собственникам жилых домов квитанции не соответствуют действующему законодательству».
«Упрощенная» платежка
По-видимому, управляющая компания по каким-то причинам не хочет выяснять информацию о собственниках и поэтому «слегка упростила» платежку. В данном случае жильцам следовало бы обратиться с заявлением (жалобой) в Государственную жилищную инспекцию или прокуратуру с просьбой провести проверку законности выставления подобного рода платежных документов со стороны «Жилищника», в том числе в отсутствие договора. Во всяком случае, это позволит навести порядок в этой области и даст собственникам, у которых образовалась задолженность, в случае чего аргументировать свою позицию в суде.