Смоленск, 1 февраля — АиФ-Смоленск. Первого февраля в России — день памяти Бориса Ельцина. Сегодня первому президенту России исполнилось бы 82 года. С уверенностью можно сказать, что среди смолян мало кто может похвастаться личным знакомством с харизматичным, спорным лидером страны — разве что бывшие руководители области. А еще — Эльвира Филатова, жительница Ельнинского района.
Эльвиру Филатову, настоящую «уралочку», судьба забросила на Смоленщину в 1987 году. Родилась и выросла Эльвира Викторовна в городе Верхотурье, что на севере Свердловской области. И именно в этом североуральском городке нынешняя смолянка познакомилась с Борисом Ельциным.
АиФ-Смоленск: Эльвира Викторовна, расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с Борисом Ельциным?
Эльвира Филатова: Мы познакомились с Борисом Николаевичем в 1975 году, в Верхотурье. Я в то время работала заведующей отделом культуры местного райисполкома. Ельцин уже был высоким чином — председателем Совета депутатов Свердловского облисполкома. Верхотурье носил статус города-памятника, но Борис Николаевич приехал к нам не только для того, чтобы осмотреть достопримечательности. Целью его визита было оказание помощи району, в том числе учреждениям культуры. Собственно, поэтому разговор шел со мной.
АиФ-Смоленск: Каково было Ваше первое впечатление о Борисе Николаевиче?
Э.Ф. : Впечатление он на меня произвел очень хорошее. Во-первых, он выглядел солидно, мощно, но при этом держался просто, очень по-дружески — располагал к себе собеседника с первой минуты. Меня поразило его внимание к проблемам небольшого города, хоть и бывшего когда-то столицей Урала. Борис Николаевич сразу меня спросил: «Что Вам нужно для работы, для того, чтобы улучшить положение учреждений культуры?». Тогда говорили — повысить качество культурного обслуживания населения (смеется). Нам было нужно очень много, и меня предупреждали - «не наглей», но я решилась выложить все начистоту. Ельцин сказал: «Через неделю все будет». Ровно через неделю нам действительно доставили два автоклуба (тогда так назывались оборудованные микроавтобусы, «клубы на колесах», которые ездили в деревни и села, где не было Домов культуры), звукоусилители, музыкальные инструменты для наших вокально-инструментальных ансамблей. Я была поражена: Борис Николаевич не только в срок выполнил свое обещание, но и ничего из моего списка не забыл. Огромную помощь в ремонте получил городской музей, а в библиотеку привезли очень много новых книг.
АиФ-Смоленск: Это был единичный случай или, скорее, рядовой?
Э.Ф.: Как я поняла позже, самое обычное дело. Знаете, я не совру, если скажу, что весь Урал видел в Борисе Ельцине большую надежду. В то время он обладал беспрекословным авторитетом как среди чиновников, так и среди простых рабочих. Для нашего края было крайне важно внимание Ельцина к промышленности. Борис Николаевич старался помогать всем, кто просил, и, что важно — всегда держал слово.
АиФ-Смоленск: Какие еще личные качества Ельцина Вам запомнились?
Э.Ф.: Конечно, мы не были ни друзьями, ни даже приятелями, и я могу судить о нем только по рабочим моментам. Он спрашивал, как работает власть в районе — для народа ли? Это действительно его интересовало. Вообще Ельцин был человеком специфическим и многословным. Говорил много, и часто был очень резок, порою даже груб, но то время — это расцвет Свердловской области. Я помню тот момент, когда узнала, что он пошел в большую политику, в Москву. Честно говоря, это было ожидаемо. Я думаю, что если бы он, простите за прямолинейность, не пил, многое могло сложиться иначе. Рядом с ним всегда хватало людей, которые пользовались его прямотой, ставили ему «подножки». Борис Ельцин был человек прямой, всегда говорил, что думал, и никогда не кривил душой. Я запомнила его таким.