Примерное время чтения: 7 минут
1310

Маринист-подводник. Художница пишет картины в акваланге на морском дне

Наталья Стручкова / Из личного архива

​Представьте себе человека в полном обмундировании для дайвинга – водолазном костюме и маской-аквалангом, да еще с палитрой красок прямо на дне морском. У него есть от 30 минут до полутора часов, на сколько хватит воздуха в баллонах, чтобы создать свой очередной шедевр - подводный пейзаж маслом. И это не выдумка, а реальность, можно сказать, трудовые будни художницы Натальи Струковой, единственного в Смоленске живописца, создающего свои пейзажи с натуры под водой.

Таинственное исчезновение красного

Много лет назад Наталье Струковой кто-то из друзей показал журнал с маленьким мутным изображением иностранного дайвера, который попытался сделать рисунок во время погружения. Профессиональный художник с соответствующим образованием за плечами, страстно увлеченный дайвингом, Наталья подумала: а почему не совместить два любимых дела? Но не все получилось с первого раза: первый опыт создания картины под водой получился не самым удачным.

Живопись и дайвинг - два увлечения Натальи, которые она решила совместить. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

«Я, помню, тогда купила холст с обычной грунтовкой в обычном же художественном салоне в Севастополе. Погрузилась, написала красивейший коралловый риф, поднялась наверх, а картина просто «поплыла» в моих руках. Весь написанный слой пленкой стал сползать с холста, - вспоминает Наталья. - Желатиновый слой грунтовки на холсте растворился - и вот результат. Расстроилась очень».

Не все просто и с красками. Оказывается, на глубине в соленой воде красный цвет очень видоизменяется, он уходит, словно исчезает с палитры. Глаз художника его не наблюдает.

«Заканчиваешь работу под водой, всплываешь, и каждый раз удивляешься: красные тона, которые ты сам используешь в работе, постоянно для тебя становятся сюрпризом. Вот оно, оказывается, как все выглядит там на самом деле», - рассказывает Наталья Струкова.

Теперь художница точно знает, как не допустить подобных недоразумений. Путем долгих проб и ошибок она подобрала и правильный грунт, и краски, что теперь позволяют писать и в пресной, и соленой воде.

Время на создание картины всегда ограничено - его ровно столько, на сколько хватит воздуха в баллонах. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

Владение плавучестью

Кстати, не всегда Наталье удается поработать в полном одиночестве. А вернее - почти никогда. Любопытных зрителей на дне морском предостаточно. Они так и норовят заглянуть, что делается на холсте, улечься на палитре и даже попробовать краски на вкус.

«В Черном море есть такие рыбки - «ласточки», - рассказывает художница. - Так они не просто окружают тебя стайкой во время работы - они начинают пробовать на вкус краску. Краска, которую я использую, делается на основе льняного масла. Видимо, именно оно им так нравится. Они стараются отщипнуть ее везде: на палитре, мастихине (художественный инструмент вместо кисти, которым живописец наносит краску на холст. - прим. авт.), прямо с картины. А морские собачки и королевские креветки и вовсе укладываются группками на палитре. Приходится аккуратненько отодвигать их, чтобы взять краску».

На вопрос, как Наталья умудряется справиться с «подводной невесомостью», если можно так выразиться, и как вообще возможно удержать палитру, холст да и самому ненароком не всплыть при вдохе под водой, художница пожимает плечами: мол, это несложно, когда много лет профессионально занимаешься дайвингом. Есть такое понятие - «владение плавучестью». Именно этими навыками приходится пользоваться. А работа держится с помощью специальной веревки, которая продевается прямо через холст и фиксируется на чем-нибудь неподвижном.

По словам Натальи, каждая картина на суше выглядит иначе, нежели под водой. Фото: Из личного архива / Наталья Стручкова

«Здесь очень важно не помешать какому-нибудь подводному обитателю, не повредить его домик или не разрушить коралл, - делится Наталья. - Ведь там, под водой, почти каждый сантиметр наполнен жизнью. Иногда мне помогает мой сын, который с шести лет ныряет со мной с аквалангом».

А еще, по словам Натальи Струковой, разные моря имеют свои особенные краски. Красное море под толщей воды голубое или синее, с очень яркими обитателями и невероятных цветов растениями. Черное море там, в глубине, зеленое, с пейзажами более сдержанных тонов. Средиземное - это что-то среднее между Черным и Красным, с промежуточными цветовыми гаммами и своими особенными оттенками. Все это видно на картинах Натальи. А вот Азовское, оказывается, совершенно непригодно для живописи. Оно, по словам художницы, абсолютно непрозрачное. Постоянные волны и даже шторма оставляют в воде множество взвесей.

На работы Натальи Струковой можно полюбоваться в смоленском Доме художника. На лестничном пролете между первым и вторым этажом на самом видном месте висят три ее удивительные картины, изображающие причудливые ландшафты на дне моря, которые не каждому из нас доведется наблюдать воочию. К слову, работы мастера можно купить, ведь Наталья, будучи профессиональным художником, зарабатывает живописью на жизнь. А еще передает свои знания подрастающему поколению: рисованию и на суше, и под водой она обучает в собственной изо-студии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах