Примерное время чтения: 7 минут
675

Интервью со смоленским героем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Смоленск 26/12/2012
Фото: из архива гостя номера.

Профессия спасателя, пожарного, пожалуй, одна из самых сложных профессий в мире. Конечно, можно научиться лазить по выдвижной лестнице, двигаться и ориентироваться в густом дыму, тушить очаг возгорания… Но самое трудное - это в каждую секунду быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чужую.

В преддверии профессионального праздника спасателей в гостях у «АиФ» - старший лейтенант внутренней службы, старший помощник начальника дежурной смены ЦУКС МЧС России по Смоленской области Дмитрий Московский.

Есть такая профессия

- Дмитрий Валерьевич, как получилось, что вы оказались в пожарной охране? Вы мечтали об этом?

- Вовсе нет, я мечтал стать … врачом. Однако в мединститут не взяли - не хватило баллов. Меня призвали в армию. Думал, вернусь со службы и вновь попробую поступить, но судьба распорядилась иначе. Служить мне довелось в Москве, в пожарной охране, и тогда я понял, что пойду только по этой стезе. Чем зацепила служба? Это риск, адреналин, с одной стороны. С другой - ты помогаешь, спасаешь людей, по сути, действуешь, как тот же врач... Вернувшись в Смоленск, я устроился в пожарную часть и с 1986 года работаю в службе пожаротушения и никогда не пожалел о сделанном выборе.

- Вы награждены президентской медалью «За спасение погибавших». Можете рассказать, за что?

- Это было в 2005 году. Тогда в Смоленске практически друг за другом произошли 3 пожара в городских общежитиях. Самое серьезное возгорание было на улице Рыленкова, 6. Когда мы прибыли туда, 3-й, 4-й и 5-й этажи были в дыму. Люди стояли возле окон, паниковали, кричали: «Быстрей, быстрей!..»

А в 2005 году прошло сокращение в пожарной охране, и пожарных не хватало. В дежурной смене было от силы человек 10. А для спецчасти это очень мало, сейчас в караулах несут службу по 21 пожарному.

Но это были профессионалы. Хорошо и легко руководить таким караулом, где ребята знают, что делать, им ничего не надо говорить, они понимают буквально по глазам, по жестам, откуда надо вести действия... Работали сначала по одному. Когда подъехали другие части - стало полегче... 138 человек тогда спасли, никто, к счастью, не погиб. Меня часто спрашивают, какие чувства я испытываю в таких ситуациях? Никаких... Ты просто запрограммирован на то, что надо это сделать, и все, это мой долг, моя работа...

- Никогда не считали, скольких человек вы спасли за все время службы?

- Не считал… Но тогда, в 2005-м, из трех общежитий мы вытащили человек 300. А за все время работы, наверное, несколько тысяч, и это только наша смена.

- Встречались с этими людьми после, интересовались их судьбой?

- Когда спасаешь детей, потом звонишь в больницу и интересуешься, выжил ребенок или нет и как его здоровье... За детей всегда душа болит, сам отец.

- Чисто с технической точки зрения самые сложные объекты - смоленские общежития?

- Каждый объект по-своему сложен. Но, наверное, труднее всего тушить подвалы… Представляете температуру в бане, в парилке? Умножьте ее в несколько раз, получится как раз тот самый температурный режим... К тому же, как правило, это запущенные пожары, и с момента возгорания проходит несколько часов, в итоге от этой жары плиты перекрытия лопаются... Когда заходишь в горящий подвал, ничего не видно в дыму, двигаешься, как слепой котенок... Просишь, чтобы коллеги подали воду в рукав - обдали тебя холодной водой. Охладишься и идешь  в пекло.

В общежитиях, как правило, нет высоких температур, но там другая сложность и опасность - паника... Главное - ее не посеять. И развеять, если она есть. Когда тушишь объект с массовым пребыванием людей, надо быть еще и психологом - успокоить народ, чтоб не нервничал, а то может начаться давка, и люди станут выпрыгивать из окон...

- А есть у пожарных какие-то приметы?

- Есть. Они сложились несколькими поколениями спасателей. В частности, утром, при заступлении на боевое дежурство, нельзя чистить обувь, в противном случае - жди крупного пожара… Поэтому все стараются делать это после дежурства. Еще одна примета - если мы приезжаем проверять часть, то при отъезде нельзя прощаться, жать руку коллегам, чтобы не встретиться еще раз, уже на пожаре. А еще есть у нас добрая традиция: если кто-то из ребят женится, то обязательно приезжает с женой в часть. И этот семейный союз «благословляют» воем сирен.

Мы ведь как одна семья. Пожарные - это ж ведь определенная каста людей, связанных не только одной профессией. Пожарный - это образ жизни. Даже те, кто уходит на пенсию после работы в «пожарке», все равно приходят навестить своих.

Совладать со страхом

- Слышала, что молодые сотрудники у вас редко задерживаются...

- Действительно, большинство уходит. Кого-то не устраивают материальные условия, кого-то - специфика нашей работы. К нам нередко приходят из полиции и чуть ли не сразу после первого же крупного пожара убегают... Не зря есть такой анекдот: в «пожарке» все хорошо, но когда пожар, хоть увольняйся». Молодые подчас не могут совладать с чувством страха...

Я сам в юности, когда мне 18 лет было, выехав на первый пожар, испугался... Когда мы открыли дверь, пошли звеном, меня обдало этим жаром, и я убежал. Потом, конечно, за себя стыдно было...

- То есть страха уже нет?

- Не боятся только дураки. Чего боюсь? Непредвиденных ситуаций. Когда идешь в дыму, ничего не видишь и не знаешь, что там... Может, кислородный баллон стоит... И если он взорвется, то разнесет полдома. Хотя стараешься не думать, что там ждет… Но неопределенность, откровенно говоря, пугает…

- Остались в памяти какие-то пожары?

- Все пожары помню до сих пор. А их было очень много. Практически в каждом доме Смоленска нам доводилось «работать».

- Реально ли сделать так, чтобы дома не горели, а люди не гибли на пожарах?

- Опыт показывает, что, наверное, нет... За те 20 с лишним лет, что я работаю, ничего не поменялось - люди продолжают курить в кроватях, продолжают оставлять электроприборы включенными... Хотя, поверьте, с населением работают, и много работают: детей обучают в школах и говорят, что нельзя играть со спичками, проводят беседы и со взрослыми; но человек так устроен - думает, что со мной беды точно не будет… Виной тому, возможно, менталитет, а может, русское авось.

Досье

Дмитрий Валерьевич Мос-ковский. Родился в Смоленске в 1966 году. Общий стаж службы в пожарной охране - 28 лет. Женат. Воспитывает двух дочерей. Награжден медалями «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», «За спасение погибающих», «20 лет МЧС России» и нагрудным знаком МЧС России «Отличный пожарный».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах