Сегодня, в век цифровых изображений, соцсетей и гаджетов, фотография из искусства превратилась в массовое увлечение. Сделать снимок не сложно даже ребенку: достаточно нажать на кнопочку умного гаджета. Смоленский фотограф, член Союза фотохудожников России Анна Зимина - одна из немногих, кто может потратить на одно фото в редкой технике целую неделю. На днях у Анны открылась персональная выставка в Витебске. О том, как коммерческая жилка вытесняет творчество, она рассказала «АиФ-Смоленск».
Шедевр из смолы
Александра Рябенкова, «АиФ-Смоленск»: Анна, Вы - одна из немногих в России, кто работает в технике «гуммиарабик». Расскажите, как именно создают такие фото?
Анна Зимина: Это, по сути, старинная технология для получения фотоотпечатка. Работа над ним проходит в несколько этапов. Первый и главный - обработка бумаги, а количество последующих шагов зависит от того, насколько красочный рисунок ты хочешь получить. Поэтому каждый снимок индивидуален. Лишь от желания фотографа зависит, остановиться на определенной стадии или идти дальше.
Процесс сложный: внутри фотоаппарата с гофрой стоит светочувствительная пленка, которая позволяет сделать всего один снимок. Чтобы увидеть изображение, надо проявить и закрепить пленку, получить негатив. За тем на бумагу наносится эмульсия. Послойно, желтый цвет, синий, зеленый… К каждому слою прикладываем негатив, сушим под лампой или солнцем, затем закрепляем в растворе. После этого сутки бумага все впитывает в себя. В результате получается цветное изображение.
Название технике дала как раз эмульсия. Ее изготавливают из смолы акации и светочувствительного элемента - бихромата калия, слиянием этих двух слов и произошло название гуммиарабик.
Для получения одной фотографии в технике гуммиарабик приходится тратить несколько дней, а иногда и недель. Не каждый может принести такие жертвы одному-единственному снимку
- Как Вы узнали о ней?
- В 2014 году мы, смоленский Союз фотохудожников, организовали выставку, часть экспозиции составлял проект минских фотографов, сделанный в гуммиарабике. Между минскими и смоленскими фотографами быстро возникла дружба, и нас пригласили в гости, где и продемонстрировали технику детально. На самом деле, она проста, и секретов создания хорошего изображения просто не существует. А вот уникальность в том, что сделать два одинаковых снимка невозможно.
- Почему же так мало поклонников этого творческого процесса?
- Потому что при своей простоте, техника эта одновременно и достаточно трудоемкая. Для получения одной фотографии приходится тратить несколько дней, а иногда и недель. Не каждый может принести такие жертвы одному-единственному снимку.
- А все ли сегодня, когда идет погоня за пикселями и сверхчеткостью картинки, могут оценить красоту этого размытого изображения?
- Конечно, разбираются в технике только ценители, но это не значит, что она не по вкусу широкой публике. В Смоленске я планирую провести несколько мастер-классов для знакомства с гуммиарабиком, чтобы зрителю стали понятнее и интереснее работы, выполненные в этой технике. Она ведь диктует еще и сюжет. Вы не найдете на изображениях лиц - от человека остается лишь след, размытые пятна. Человек - это эфемерный образ, который создает настроение.
Большинство моих коллег заняты коммерческой съемкой, которая подразумевает наличие заказчика, а это, в свою очередь, ограничивает творчество. Конечно, фотограф и при выполнении заказа руководствуется своими эстетическими чувствами. Но то, как хочет увидеть фотографию заказчик, определяет процесс работы
Заказное творчество
- Многие смоленские фотографы занимаются альтернативной фотографией?
- Гораздо популярнее цифровая фотография. В силу каких причин? Человек выбирает то, что ему ближе для воплощения его творческих идей. Я не вижу в этом проблемы. Реальность такова, что большинство моих коллег заняты коммерческой съемкой, которая подразумевает наличие заказчика, а это, в свою очередь, ограничивает творчество. Конечно, фотограф и при выполнении заказа руководствуется своими эстетическими чувствами. Но то, как хочет увидеть фотографию заказчик, определяет процесс работы. В результате и профессионалы, и любители, мало экспериментируют, фотография становится их основной работой, на которую часто сильно влияет недостаток времени и вкус заказчика. Соответственно и к огромному сожалению, художественная фотография, существующая ради искусства, остается без внимания.
- А авторские фотовыставки, которые периодически проходят, они нужны людям, этот вид искусства все еще остается востребованным и близким?
- Мне кажется, если работы хорошие, то даже самый неподготовленный зритель поймет замысел художника. Возможно, он не до конца почувствует авторскую идею, но всегда получит какой-то импульс к размышлению.
Параллельные дороги
- Любое направление в искусстве нужно развивать. Фотографам помогают поддерживают?
- Да, Союз фотохудожников выделяет стипендии, проводит конкурсы среди молодых и состоявшихся авторов. Вообще инициатива этих конкурсов исходит из Москвы, но и из регионального фонда также ежегодно выделяется определенная сумма. И смоленский Союз фотохудожников по результатам конкурса выплачивает ежемесячную стипендию в течение года. Но получить ее не просто, в этом году в России фотографам выделили более 100 стипендий.
Фотография, и в том числе, аналоговая, пленочная, напечатанная на бумаге, будет жить еще долго
- А сами опытные мастера, такие как Вы, могут предложить начинающим коллегам поддержку?
- Для начала неплохо было бы понять, кого поддерживать. Да, заинтересованных фотографией достаточно много. Но их, повторюсь, в первую очередь интересует возможность зарабатывать. Такие авторы, на мой взгляд, сами себя поддерживают: фотосессия свадьбы в среднем стоит порядка 15 тысяч рублей. С другой стороны, отсутствие поддержки и отбивает охоту заниматься художественной фотографией. Но тут действует золотое правило: сначала ты работаешь на имя, потом имя на тебя. Возможно, ошибка смоленской организации фотографов в том, что мы практически не проводим некоммерческих мастер-классов, дающих возможность знакомиться с современными техниками фотографирования.
Мы с мужем самостоятельно устраивали мастер-класс аналоговой фотографии – черно-белый уикэнд. К слову, мы и дальше хотим выбирать разные аналоговые техники и знакомить смолян с ними.
- Как Вы думаете, по какому пути развития пойдет фотография в будущем?
- Коммерческая съемка в любом случае останется одним из главенствующих направлений, потому что, грубо говоря, ни один стилист или парикмахер не сможет существовать без рекламы. А параллельная дорога - дорога фотографии как искусства - никуда не денется, там будут продолжать работать люди, которых, конечно, намного меньше. Но, безусловно, фотография, и в том числе, аналоговая, пленочная, напечатанная на бумаге, будет жить еще долго - я в этом уверена.