В минувшую среду на базе Общества защиты прав потребителей «Фемида» провели акцию посвященную Всемирному Дню качества. В рамках акции в магазинах Смоленска экспертами было закуплено 6 различных образцов сливочного масла от различных российских производителей. К слову, каждое из этих масел хорошо знакомо смоленским покупателям, ведь они лежат на прилавках практически всех продуктовых магазинов. Основной задачей комиссии, которую собрали специально по такому поводу, было выбрать из закупленных образцов самое лучшее сливочное масло, а так же выявить какие из них не являются качественными. А на случай, если собравшиеся окажутся не согласны с мнением членов комиссии, заранее была отдельно проведена химико-биологическая экспертиза, которую провели в «Смоленск тесте». Правда ее результаты держались в секрете до самого последнего момента, даже от комиссии, что бы они никак не повлияли на будущие оценки. Сливочное масло так же было развернуто и извлечено из заводской упаковки, разложено по тарелочкам, что бы состав и другие данные, отпечатанные на пачках, так же раньше времени не повлияли на оценки комиссии. Впрочем, ближе к концу эксперимента, когда стало известно где же какое масло, за качество маркировки на упаковке производителям были выставлены отдельные балы. Само масло оценивали по вкусу и запаху, консистенции, цвету. За каждый из этих показателей выставлялись соответствующие оценки: вкус и запах - до 10 балов, консистенция - до 10 балов, цвет - до 2 балов, маркировка - до 3 балов. Максимальное суммарное число оценок, которое мог набрать тот или иной образец, 25 баллов. Однако, по словам членов комиссии, существует практика, соответственно которой хорошим масло может считаться только в том случае, если оно набирает более 20 баллов.
На вкус и цвет...
Комиссия обсуждала каждый образец до тех пор, пока оценка не признавалась единогласно. То и дело из-за их стола можно было расслышать соответствующие комментарии, вроде тех, что в масле присутствуют вкусовые добавки, не та консистенция, но больше всего собравшихся удивила реплика, - «Это же вообще не масло!». Окончательные суммарные итоги были названы лишь после знакомства со всеми шестью маслами. Как не печально, но не один из образцов по 20-бальной системе, о которой мы говорили выше, не набрал нужное число баллов. Первым образцом, который оценивала комиссия стало масло сливочное крестьянское, торговая марка «Летний день», 72,5 процентов жирности, производитель «Молочный Комбинат «Липецкий», ОАО «Компания ЮНИМИЛК». Он был оценен в 16 баллов, за счет того, что комиссия отметила у него слабо выраженный вкус. Вторым образцом оказалось масло сливочное крестьянское, торговая марка «Дубровское», 72,5 процента жирности, производитель ООО «Торговый дом «Дубровкамолоко». По мнению экспертов, это масло по вкусовым качествам они определили как спред, то есть продукт изготовленный из растительных масел: «Это не масло, ни по каким критериям его нельзя принимать за масло, это спред. Мы не должны были его вообще оценивать. Но консистенция и цвет у него нормальные. У комиссии здесь появилось много вопросов к маркировке - все показатели есть, но вы попробуйте их прочитать. Информация для потребителя недоступна. Человек, получается, должен прийти в магазин, отвернуть этикетку, что бы узнать, что он покупает, срок годности, при каких условиях масло хранится». Это масло, которое оказалось и не маслом, оценили в 9 баллов. Третий образец - масло сливочное крестьянское, торговая марка «Разгуляй», 72,5 процента жирности, производитель ОАО «Льговский молочно-консервный комбинат», к счастью, оказалось маслом: «Это масло, на вкус и цвет немного ощущалось окисление, легкая горечь. Консистенция у него крупинчатая, то есть во рту чувствуется крупка. По цвету и маркировке все нормально. Оценка — 15 баллов». А вот у четвертого образца, которым оказалось масло сливочное, торговая марка «Традиционное», 82,5 % жирности, производитель «Березовский молочный завод», эксперты отнеслись не так лояльно, ведь им опять таки оказался спред. Оценка — 9 баллов. Пятый образец - масло сливочное крестьянское, торговая марка «Простоквашино», 72,5 процента жирности, производитель все тот же «Молочный Комбинат «Липецкий», ОАО «Компания ЮНИМИЛК»: «Вкус не чистый, слегка горьковатый, но это одно из лучших масел, которые мы сегодня пробовали. Оценка - 17 баллов». Больше всего споров у комиссии вызвал шестой образец, которым оказалось наше смоленское масло из Рослальского района - масло сливочное крестьянское, торговая марка «Селяночка», 72,5 процента жирности, производитель ООО «Агромолоко». Комиссия не смогла его оценить, потому что даже по запаху масло оказалось прогорклым и испорченным: «Оно выработано меньше месяца назад, что дает нам повод предположить, что масло испортилось еще в процессе производства, его расфасовали таким уже. Это масло нельзя было в продажу отдавать, ведь оно очень некачественное. Маркировка у него нормальная и консистенция, но ведь его есть нельзя».
Дурят нашего брата?
«С точки зрения работника по защите прав потребителя, сегодняшний смотр показал неприглядную картину. - отметила в завершении встречи Валентина Медведева, начальник отдела защиты прав потребителей администрации Смоленска, - Та маркировка, которая нанесена на образцы, не соответствует содержимому, это обман потребителей. Потребители платят большие деньги за спреды, которые на самом деле должны стоить в 2 раза дешевле. Такие мероприятия нужно проводить чаще и не только по сливочному маслу, а к производителям принимать жесткие меры. Я попрошу, что бы материалы сегодняшнего смотра были направлены в управление Роспотребнадзора по Свердловской и Брянской областям. А по последнему образцу из Смоленской области нужно принять строгие меры, ведь это масло не просто не соответствует критериям, но и опасно для здоровья потребителий. Так же его необходимо снять с реализации там, где оно было закуплено».