Выступление российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сочи называют триумфальным: в копилке у российских паралимпийцев 80 наград, из них 30 - золотые. Правда, смолян среди членов сборной мы не увидели. Что мешает развиваться нашим особым спортсменам и когда, наконец, мы сможем поболеть за них на Паралимпиаде? Об этом и многом другом SMOL.AIF.RU рассказывает председатель Смоленской областной федерации физической культуры и спорта инвалидов Светлана Головинская.
Спорт как реабилитация
Олеся Томашова, SMOL.AIF.RU: Светлана, есть ли интерес к спорту со стороны смолян с ограниченными возможностями?
Светлана Головинская: Да, конечно, интерес есть. Ведь спорт - это отличный способ реабилитации. Когда человек с ограниченными возможностями начинает тренироваться, ездить на соревнования, да и просто общаться с таким же людьми, как он сам, - активно занимающимися спортом, у него появляется огонёк в глазах и возвращается вкус к жизни. Он понимает, что жизнь не закончилась, что можно достичь успехов в чем-то другом.
Подстёгивает и то, что сегодня отношение к инвалидам-спортсменам изменилось. Те же спортсмены с нарушением интеллекта - сегодня активные участники Паралимпийских игр, хотя еще совсем недавно их не приглашали на эти соревнования. Из-за того, что подчас национальные сборные хитрили - выставляли здоровых спортсменов за спортсменов-инвалидов. А победители Олимпиады и Паралимпиады уравнены в правах.
- Чего не хватает смолянам для участия в Паралимпийских играх?
- Раньше можно было сказать: нет материальной базы. Сейчас есть обустроенная академия физической культуры и спорта, и, спасибо ректору вуза, мы бесплатно можем пользоваться бассейном, тренажёрным залом, легкоатлетическим манежем. В академии оборудованы специальные лифты, благодаря которым люди с ограниченными физическими возможностями могут передвигаться. На этой базе мы также можем проводить соревнования. Есть проблема с тренерами. На всю Смоленскую область приходится всего 4 тренера, которые работают с особыми спортсменами, и им эта работа оплачивается. Остальные если и трудятся, то на добровольных началах.
Я как председатель федерации подчас прошу, чтобы тренер взял в группу талантливого спортсмена, имеющего отклонения в состоянии здоровья. Но мне вправе отказать, и в большинстве случаев так и происходит, и осуждать коллег я не могу. При академии есть кафедра адаптивного физического воспитания, которая готовит таких тренеров. На мой взгляд, было бы идеальным вариантом создание спортивно-адаптивной школы, где бы работали тренеры с ребятами с отклонением в состоянии здоровья по разным направлениям. И они могли бы выбирать, каким конкретно видом спорта заниматься, не получилось в одном, попробовать себя в чём-то другом. Вот недавно инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата написали к нам в федерацию письмо и обозначили, какими бы видами спорта хотели заниматься: там и баскетбол на колясках, и танцы на колясках, армрестлинг, пауэрлифтинг, дартс, бочча. Пока это на уровне фантастики. Ведь нужно финансирование.
- С финансированием, я так понимаю, тоже не всё гладко.
- Денег выделяется немного. А нет денег - мы не можем позволить себе ездить на все многочисленные отборочные соревнования, которые сегодня устраиваются в разных регионах России. Нередко мы просим спонсорской помощи у предприятий и организаций – на выезды, на экипировку. Сама пишу письма. У нас, к примеру, есть талантливый молодой человек, занимающийся подводным плаванием, сам в прошлом спортсмен, но поскольку у него нет специального костюма, который стоит около 35 тысяч рублей, он не может выступать.
Когда нам всё же удаётся выбраться на соревнования, мы встречаемся с коллегами из других регионов и слышим, как обстоит дело у них. И по-хорошему завидуем. В Санкт-Петербурге, к примеру, за адаптивную физическую культуру отвечают лично заместитель главы администрации, который, конечно, имеет помощника в этом вопросе. В Смоленской области у нас даже в Главном управлении спорта нет специалиста по адаптивной физической культуре. Один человек курирует 10 видов спорта и плюс занимается спортсменами-инвалидами. При такой нагрузке нет должного внимания.
Большие надежды
- И все-таки есть ли успехи у наших спортсменов, а у нас, болельщиков, надежда?
- Этот год очень важен для нас – он отборочный. В 2015 году в Лос-Анджелесе пройдут летние Специальные игры. Наш спортсмен, учащийся из Демидовской коррекционной школы-интерната, уже завоевал путевку на Игры. Что очень приятно. Есть талантливый 15-летний спортсмен, у подростка врождённое отсутствие нижних конечностей. В прошлом году на Чемпионате России он был вторым по толканию ядра.
По линии спорта лиц с интеллектуальными нарушениями мы возлагаем надежды на 18-летнюю бывшую воспитанницу Демидовской школы-интерната. Девушка занимается настольным теннисом. Участвует в чемпионатах России среди лиц с интеллектуальными нарушениями. В этом году заняла четвёртое место, в предыдущем – третье. В зимних видах спорта уверенно выступают воспитанники Вяземской школы-интерната, которые играют в хоккей и участвуют в лыжных гонках. В Починковской школе-интернате развивают шорт-трек, в холодное время года они заливают пруд и там тренируются. У нас талантливые ребята, которые показывают неплохие результаты. Просто им надо немножко помочь. И тогда у них всё получится.
Досье
Светлана Головинская родилась в Смоленске в 1986 году. Окончила Смоленскую академию физкультуры, спорта и туризма, отделение «адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». С 2012 года возглавляет Смоленскую областную федерацию физической культуры и спорта инвалидов и Смоленское региональное отделение Специальной олимпиады России. Является тренером-преподавателем специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 3.