В одном из прошлых номеров корреспондент «АиФ-Смоленск» поработал на поливомоечной машине. Теперь, пришла пора пересесть на более сложную технику, комбинированную машину, которая осуществляет очистку и помывку дорожного полотна. Между собой сотрудники МКП «СпецАвто» называют ее просто – пылесос.
Выпуск на линию
Не секрет, что большая часть коммунальщков, которые занимаются уборкой городских улиц, выходят на работу ночью. Обычно около восьми вечера на их базе в Тихвинке начинается заметное оживление. Многочисленные водители тракторов, поливашек, пылесосов и другой хозяйственной техники приходят на работу. Перед рейсом они проходят медицинское освидетельствование, получают путевой лист и отправляются к выпускающему механику. Он уже и отправляет машины на линию.
- Эти «пылесосы» такие мощные, могут спокойно бутылку засосать, - делится своими наблюдениями охранник.
В это время приходит водитель Алексей Семенов, с ним нам предстоит отправиться на дежурство. Городские «пылесосы» такого же ярко оранжевого цвета, как и поливашки, только помимо бака у них еще несколько щеток и другое хитрое оборудование. Мы запрыгиваем в «Камаз», захлопываем двери и вперед, бороться за чистоту города.
Моющий пылесос
Прежде всего мы едем на Днепр, на ту самую водозаправочную станцию, где были вместе с поливашкой. Наша комбинированная машина, оказывается, тоже пьет много воды - полторы тонны. Но так как, наш «Камаз» - это большой моющий пылесос на колесах, в этой машине вода расходуется гораздо в меньших количествах, по сравнению с поливомоечной машиной, поэтому заправиться придется всего пару раз за ночь.
Новых пылесоса на наш город всего три, по одному на район. Правда, есть версии поменьше, это небольшие прицепы, к самосвалам.
- Раньше все было по-другому: шел трактор с прицепом, а за ним люди с лопатами, которые собирали весь мусор, - говорит Алексей Семенов. – Теперь проще, эти машины очень выгодные, заменяют труд многих людей.
Мы медленно поднимаемся вверх по Фрунзе. В отличие от поливомоечных машин пылесосы могут свободно убирать дорожное полотно и под гору. Одновременно у машины работают две из трех щеток: одна под днищем и одна со стороны движения. Угол наклона щетки водитель регулирует из кабины. На каждую щетку подается вода под напором. Всю грязь, которую заметает щетка, засасывает огромный «шланг».
- Тут не то, что бутылку, белые кирпичи поднимает, - говорит Алексей. – А если на дороге скопилось много воды, то в принципе, можно и целую лужу «выпылесосить».
За один раз в пылесборник такого агрегата может поместиться 3-4 тонны пыли и дорожного мусора. Внутри машины он смешивается с водой, а потом просто сливается.
Проезжаем рядом с автобусной остановкой, аккуратно пылесосим пространство около бордюрного камня. Раньше даже и не обратил бы внимание, сколько здесь скапливается мусора, особенно окурков.
- Вот так каждый кинет по одному, а вместе получается целая куча, - говорит Алексей Семенов. – Не научились еще наши люди за собой убирать.
После прохода пылесоса вместо кучи мусора остается на удивление чистая посола асфальта.
Припаркованные
Вдоль Первой городской больницы припарковано много машин. Это практически непреодолимая преграда для пылесоса. Если поливочная машина еще может хоть как-то промыть дорогу под колесами автомобилей, то пылесосу приходиться просто их объезжать. Алексей Семенов старается как-то подвинуть припаркованные машины, и постоянно сигналит. Признаться, это действует только на самых совестливых водителей. На некоторых улицах, например, на Кутузова, на ночь паркуют очень много машин, а значит, убрать их почти нереально.
- Для оптимизации работы мы передвигаемся со скоростью 5 километров в час, - говорит Алексей. – Однако, в такой ситуации ехать удается всего 2-3 километра в час, так медленно, хоть выходи и иди рядом.
Клоуны
Несмотря на то, что уборочная техника ездить достаточно медленно, есть в работе водителя «пылесоса» и свои опасности. С учетом того, что они работают только по ночам, то многих смолян раздражает производимый ими шум.
- На Твардовского меня регулярно закидывают яйцами, на других улицах выходят, ругаются, - вспоминает Алексей. – Часто за машину цепляются любители бесплатно прокатиться. Когда пытаешься снять незваного гостя с бака, он заявляет, «ну, что тебе стоит, подвези до дому, все равно по пути». А один клоун, однажды во время движения машины забрался на бак, перебрался на кабину и заглянул ко мне в окно. Вот и что тут с ними будешь делать!