Примерное время чтения: 10 минут
736

Забытый повод для гордости. Историк - о туристических изюминках Смоленска

Владимир Марков / АиФ-Смоленск

Автор рубрики «Записки историка» на SMOL.AIF.RU Владимир Марков – известный экскурсовод, журналист, историк, краевед, а главное – популяризатор исторического наследия города Смоленска рассказал, какие древние памятники, которые могли бы сыграть роль для развития туризма, смоляне уже потеряли, а какие потерять еще предстоит.  

Фрески, плинфа и человеческое равнодушие

Михаил Ефимкин, SMOL.AIF.RU: Владимир Викторович, что сегодня реально выделяет Смоленск из других древних городов России? 

Владимир Марков: Сейчас работа областных властей по культуре (работы городских властей я не вижу) направлена преимущественно в сторону событий и исторических личностей XIX-XX веков, немного касаются роли в истории воеводы Михаила Борисовича Шеина; сейчас немного отреставрировали крепостную стену, но в свете прошедшего юбилея города – этого недостаточно. Если рассматривать туризм, то крепостная стена – это отдельный важный объект, мощный памятник, который может двигать туризм. Но как у нас используется стена? Только музей льна в одной в Никольских воротах открыли, да экспозицию в башне Громовой сохранили. Для осмотра открыт один восточный участок, да и то он находятся в ненадлежащем состоянии.

Может быть, и в Великом Новгороде по башням кремля погулять особенно не удастся, но там древние памятники настолько мощно «раскручивают», показывают каждую грань их уникальности, выпускают бесконечные статьи в журналах, пишут книги, печатают буклеты, снимают передачи, пишут в интернете. Наша стана не менее хороша, но столько информации по ней не найти.
По-моему, самое важное для развития туризма в Смоленске – это древнейшая архитектура, 12-13 веков, это то, что действительно выделяет Смоленск из других древних городов. В свое время в Смоленске самими смолянами  была создана уникальная архитектурная школа, мастерами которой было создано множество уникальных памятников архитектуры, дошедших до наших дней в достаточно хорошем состоянии. Вот это действительно интересно.

- На какие древние памятники в Смоленске стоит, прежде всего, обратить внимание?

Церковь Петра и Павла находится приблизительно в том же состоянии, в котором она была в середине XII века. Ее восстановил выдающийся реставратор ХХ века Петр Барановский в 1962 году, к 1100-летию Смоленска. Изначально этот храм был весь расписан шикарными фресками, но сейчас ничего этого не сохранилось. Храм был частью дворцового комплекса смоленского князя, он был соединен переходом в районе хор с княжеским теремом. Кстати, в южной части хор в этом храме пол был выложен керамическими плитками, что было очень необычно и богато для того времени. Но у нас никто не знает даже об этом. Для сравнения в Чернигове есть Борисоглебский собор (по архитектуре очень напоминает Петропавловский храм в Смоленске – прим. АиФ), где выставлено множество исторических предметов, найденных в ходе раскопок.

Владимир Марков во время поездки в Чернигов. Фото: АиФ-Смоленск / Из личного архива

В процессе раскопок храмов XII-XIII веков в Смоленске найдено большое количество богатств, но, к сожалению, большинство из них вывезены из Смоленска и хранятся в запасниках Эрмитажа или Государственного исторического музея в Москве. Я уверен, что за это целиком и полностью ответственны местные власти, тогда они просто не предавали никакого значения этим древностям, и сейчас в Смоленске ничего этого нет, и мало кто помнит, что все это было. Если бы все это осталось в Смоленске, и было выставлено, скажем, в Петропавловской церкви, то это могло бы во многом повысить привлекательность Смоленска для потенциальных туристов. Кстати, в 1980-х годах там и должны были создать музей, но в итоге, после реставрации церковь 20 лет простояла заколоченной, пока ее не передали епархии. Для сравнения в невзрачном белорусском Полоцке в главном городском соборе до сих пор располагается музей, где выставлено много интересных экспонатов. А при всем этом Смоленск входил в «большую тройку» городов древней Руси наряду с Великим Новгородом и Киевом. У нас данным давно пора построить музей древнего Смоленского зодчества.

- В чем ценность другой церкви XII века – храма Михаила Архангела?

- Свирская церковь или церковь Михаила Архангела отреставрирована Московскими реставрационными мастерскими, в результате чего ей более-менее возвращен подлинный облик, но дело в том, что она только на 60-70 процентов сохранилась от облика XII века. На первоначальный вид здания значительно повлияли переделки XVII-XIX веков. Много интересных сведений по этому храму собрано в пожалуй единственном современном издании, книге архитекторов Подъяпольского и Каменевой, которые были авторами проекта реставрации. В процессе в церкви обнаружили интереснейшие плинфы, фресковые росписи и много всего, но об этом никто и ничего не знает. В церкви Михаила Архангела были найдены большие участки фресковой живописи, а еще в южном пределе открыли ниши, которые были заложены в XVIII веке. В них до сих пор хорошо сохранились росписи, но ими никто не занимается, никто не сохраняет, и, в итоге, никто ничего не знает. Если бы такие фрески нашли в том же Новгороде, об этом бы раструбили на всю Россию, и туда бы толпами поехали туристы.

- Церковь Иоанна Богослова – наименее хорошо сохранившая церковь XII века в Смоленске, но может быть и в ней найдется что-нибудь интересное для туристов?

- Сегодня от церкви Иоанна Богослова сохранились только стены примерно на 2/3 своей высоты. Причем в XVII веке часть западной стены обрушалась, поэтому от древнего храма осталось не так много. При этом на северо-восточном углу храма сохранилось выложенное из плинфы уникальное изображение горы Голгофы с крестом. В 1980-е годы церковь изучал московский археолог Николай Сапожников, в раскопках которого я лично принимал участие. Тогда были обнаружены уникальные вещи: как выяснилось, после обрушения XVII века под полом церкви до сих пор сохраняется двухметровый слой завала, в котором находится множество древнейших артефактов: фрагменты росписи, куски фресок, железные гвозди с широкими шляпкам, фрагменты голосников, византийские амфоры  XII века, крестики-энколпионы (мощевики – прим. АиФ). В алтаре нашли уникальный для древней Руси плиточный пол в форме сердечек, на момент изъятия он находился в полной сохранности, такого не находили больше нигде на территории древней Руси. Во время этих раскопок власть абсолютно ими не интересовалась, ни один чиновник даже не пришел посмотреть на находки. Увезти все было невозможно, поэтому большинство ценностей было просто закопано обратно. Свои находки Сапожников перевез в Москву, где до его смерти они просто пылились у него на балконе, никому не нужные, потом их забрал Государственный исторический музей в Москве. Что еще сохранилось в церкви Иоанна Богослова могут показать только новые раскопки, но надеяться на их проведение в ближайшем будущем не стоит.

Церковь Иоанна Богослова в Смоленске. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

Что мы успеем потерять?

- Можно ли сделать туристическую достопримечательность из руин так называемого «собора на Протоке»?

- Музеефицировать эти руины – не проблема, если есть желание властей. Они находятся на открытом месте, застройки там нет, руины сохранились достаточно хорошо, до трех метров в глубину. Сегодня верхняя часть храма до сих пор не засыпана землей, на месте центральной апсиды древнего храма – огород, по которому гуляют куры. Набережная в Смоленске стоит гораздо дороже, чем поддержание памятников архитектуры, смотреть на набережную никто не пойдет, исторической ценности она не представляет. А вот история собора на Протоке говорит о том, что, по всей видимости, именно на том месте располагался Богородицкий монастырь, игуменом которого был святой Авраамий Смоленский, покровитель города.

- Есть ли возможность сохранить находки последних лет в Смоленске?

Церковь XII века на улице Краснофлотской около дома номер один, которую раскопали в прошлом году, насколько мне известно, хотят музеефицировать. Однако, меня смущает плохое состояние этих руин. Если их не укрепят, то они быстро разрушатся. Между прочим, во время этих раскопок было найдено огромное количество артефактов, археологи даже обещали, что после реставрации они вернутся в Смоленск.

- Что для Смоленска значат руины Борисоглебского монастыря на Смядыни?

- Территория бывшего Борисоглебского монастыря на Смядыни видна даже из космоса – это одна из немногих незастроенных площадок в Смоленске. Она давно охраняется государством и не может никому принадлежать. Именно там, в 1015 году был убит первый православный святой князь Глеб. В будущем году будет отмечаться 1100-летие этого события, на это место могло бы быть огромное паломничество, но, по всей видимости, этот юбилей мы уже пропустили.

Владимир Марков на руинах собора на Протоке Фото: АиФ-Смоленск / Из личного архива Владимира Маркова.

Торговые грамоты

- Что еще в истории Смоленска могло быть стать хорошим стимулом для развития туризма?

- Памятники архитектуры существуют сами по себе, но в нашем городе есть еще и знаковые исторический события и персонажи, например, это Меркурий Смоленский,  Грюнвальдская битва или смоленские торговые грамоты.  Все эти темы очень интересны и загадочны, все они относятся к так любимому в Европе Средневековью. При соответствующем развитии их легко можно вывести на мировой уровень. Одни только смоленские торговые договоры с Ригой и Готским берегом писались в XIII-ХIV веках, самый ранний письменный договор Смоленска с Ганзой датируется 1210 годом, самый ранний письменный, дошедший до нас – 1229 годом. Для сравнения подобные договоры у Новгорода появились только во второй половине XIII века. Уже в то время Смоленск общался с сегодняшней Европой гораздо активнее, но в Новгороде есть памятник договору с Ганзой, а в Смоленске - это снова никому не нужно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах