Примерное время чтения: 6 минут
293

Смоленский след польского борта №1

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ - Смоленск 10/04/2013
Фото: Николай Дементьев.

Смоленск, 10 апреля - АиФ-Смоленск. Ровно три года назад, 10 апреля, в Смоленске, в районе аэродрома «Северный», при заходе на посадку потерпел крушение самолет президента Польши. На борту находилось 96 человек, среди которых были Лех Качиньский со своей супругой и другие высокопоставленные чиновники Польши. Все пассажиры погибли.

Никаких музеев?

Спустя столько времени после страшной трагедии в Смоленске разгорается новый конфликт интересов. На минувшей неделе в федеральных СМИ появилась информация, что Польша рассчитывает разместить мемориальный комплекс в память о погибших на площади порядка 100 тысяч квадратных метров, что по размерам превышает территорию Красной площади в Москве. Напомним, что данный проект обсуждался еще в минувшем году, но ранее эти цифры по каким-то непонятным причинам не озвучивались. Комментируя данную информацию в федеральной прессе, губернатор Смоленской области Алексей Островский отметил: «Мы не можем позволить себе сделать из этого мемориала раздражитель для нашего населения, для ветеранов области. Но, несомненно, мы приложим все усилия для того, чтобы эта работа была доведена до конца».                                                                       

Скандал или провокация?
Кому выгодно очернить Смоленск

Не менее интересны комментарии, оставленные в Твиттере Андреем Евсеенковым, пресс-секретарем экс-губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева: «Я так и думал. Мой источник в Варшаве назвал сегодняшние известия провокацией и попыткой втянуть власти Смоленской области в международный конфликт». И далее: «Есть утвержденный проект мемориала. Никаких музеев и часовен. Все остальное - ложь, ... и провокация!» В конце недели свою позицию опубликовала Варшава. «Памятник будет представлять собой черную с трещинами стену с фамилиями жертв катастрофы. Гранитный памятник длиной 115 метров и проложенная рядом дорожка займут площадь 1,219 тысячи квадратных метров, - говорится в сообщении пресс-секретаря Министерства культуры Польши Мачея Бабчиньского. - Проект памятника не предусматривает ни часовни, ни прочих мест религиозного культа или музейной экспозиции».

Хронология скандала

Принято считать, что эта страшная катастрофа произошла по вине экипажа, который принял ошибочное решение о приземлении в неблагоприятных для этого условиях. Однако это определение устраивает далеко не всех. К тому же череда событий, произошедших уже после крушения, привела чуть ли не к конфликту интересов России и Польши. Одним из самых первых фактов, подливших масла в огонь отношений между Польшей и Россией в деле об авиакатастрофе, стала пропажа банковских карт одного из погибших пассажиров борта. Тогда никто не мог понять, где правда, а где вымысел: правда ли, что эти карты пропадали, правда ли, что их взяли солдаты-срочники, находившиеся тогда в оцеплении, правда ли, что со счета погибшего было снято около двух тысяч долларов?                                                                       

На тот момент никаких официальных заявлений по этому поводу не было. Но со временем, к сожалению, все  догадки подтвердились. К пропаже карт действительно оказались причастны четверо солдатов-срочников.

С новой силой разгорелись страсти вокруг авиакатастрофы польского самолета в конце сентября 2012 года. 

Говорить о ней заставил тот факт, что во время эксгумации нескольких тел польская сторона обнаружила страшную путаницу - тела двух погибших пассажирок польского рейса (участницы польского профсоюзного движения Анны Валентынович и общественного деятеля Тересы Валевской-Пшиялковской) были перепутаны при захоронении. Горькую правду удалось выяснить в ходе исследования ДНК эксгумированных тел.

В этом же месяце польская оппозиционная партия «Закон и справедливость» подвела итоги самостоятельного расследования. Они были опубликованы на 169 страницах доклада «28 месяцев после Смоленска». Его авторы уверены, что туман ни при чем, причиной катастрофы стали некие взрывы. «Наиболее вероятной причиной трагедии были взрывы, которые уничтожили самолет в воздухе, а значит, непосредственную ответственность за трагедию несут не пилоты или атмосферные условия, а до сих пор не установленные лица», - именно такую ссылку на доклад тогда публиковали информационные агентства. Спустя месяц в ряде СМИ появилась информация, что на обломках самолета и вовсе были найдены следы взрывчатых веществ, что в очередной раз осложнило отношения между сторонами. По такому поводу эксперты из Польши и России приняли решение провести совместные поисковые действия. В результате ни на месте падения, ни на обломках самолета следов взрывчатки найдено не было.

Как снежный ком

Осенью в Польше обнаружено тело бортинженера Ремигиуша Муся, которого польская сторона называла самым важным свидетелем, проходящим по делу о катастрофе. Он прилетел в Смоленск незадолго до крушения и в своих показаниях сообщал, что слышал, как смоленский диспетчер разрешал снижение до высоты принятия решения. Отметим, что эти показания расходятся с основной версией произошедшего. Ремигиуш Мусь был найден повешенным в подвале своего дома. Несмотря на то что в качестве основной версии инцидента рассматривается самоубийство, Антони Мачеревич, депутат все той же оппозиционной партии, отметил: «Есть впечатление, будто над всеми, кто может рассказать правду о том, что случилось в Смоленске, затягивается петля».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах